Кафедра гуманитарных дисциплин

Разработки, публикации

Страхова Н. В. Организация работы по развитию правовой грамотности в школах Ярославской области : методические рекомендации / Н. В. Страхова — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 32 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

В данных методических рекомендациях представлены основные принципы включения материалов, направленных на развитие правовой грамотности обучающихся образовательных организаций, в образовательную деятельность. Предлагаются основные принципы и подходы к формированию и развитию правовой грамотности обучающихся. Методические рекомендации могут использоваться при проведении уроков права и обществознания, классных часов, внеурочных мероприятий.

Предназначены для учителей обществознания, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе.

Текст издания

Страхова Н. В. Развитие правовой грамотности участников образовательного процесса во внеурочной деятельности: методические рекомендации / Н. В. Страхова — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 32 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

В данных методических рекомендациях представлены основы развития правовой грамотности участников образовательного процесса. Изложены принципы и подходы к формированию и развитию правовой грамотности во внеурочной деятельности. В «Приложениях» размещены анкеты, направленные на выявление уровня правовой грамотности обучающихся и педагогов. Методические рекомендации могут использоваться при проведении классных часов, внеурочных мероприятий.

Методические рекомендации предназначены для учителей обществознания, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе.

Текст издания

Харитонова Л. А., Страхова Н. В. Преподавание регионального компонента при изучении истории и обществознания: учебное пособие / Л. А. Харитонова, Н. В. Страхова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 38 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

В концепциях нового УМК по истории России, Концепции преподавания обществознания в РФ краеведческий материал рассматривается как обязательный элемент историкообществоведческого школьного образования на уроке и во внеурочной деятельности. Изучение региональной и локальной истории в аспектах экономической, политической, социальной и духовной жизни способствует формированию целостной исторической и социальной картины мира обучающегося, пониманию роли и места его родного края в системе общественных отношений и событиях российской истории. В учебном пособии представлен методический конструктор, показывающий принципы включения регионального и локального содержания политической, экономической, социокультурной сферы в преподавание учебных предметов «История» и «Обществознание» в 6 классе. Методическое пособие предназначено школьным учителям и преподавателям СПО, преподающим историю и обществознание.
Текст пособия

Томчук С. А. ФГОС ООО: современный урок музыки: учебное пособие / С. А. Томчук; — Электрон. текстовые дан. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

В данном учебном пособии представлены современные подходы к проектированию урока музыки с позиций требований ФГОС как целостной методической системы (цели, содержание, технологии обучения) с позиций личностно-ориентированного и деятельностного обучения.

Учебное пособие предназначено для учителей музыки, студентов педагогических вузов и колледжей, может использоваться при проектировании и проведении уроков музыки в школе.

Урывчикова Н. В. Подготовка образовательных организаций к введению второго иностранного языка: вопросы и ответы : методические рекомендации / Н. В. Урывчикова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 66 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3

ISBN 978-5-906776-94-5

В методических рекомендациях представлены подробные ответы на основные вопросы, возникающие у руководителей образовательных организаций и учителей иностранного языка при введении предмета «Второй иностранный язык» на уровне основного общего образования, приведён возможный алгоритм действий, необходимых для подготовки школы к введению второго иностранного языка. В качестве приложений даны примеры рабочей программы по второму иностранному языку и сценария информационного мероприятия для родителей.

Результаты мониторинга по русскому языку в Ярославской области : инструктивно-методическое письмо / Киселева Н. В. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 32 с. — (Эффективная школа).

В инструктивно-методическом письме «Результаты мониторинга по русскому языку в Ярославской области» основное внимание уделено тем заданиям, которые вызвали наибольшие затруднения у выпускников в 2017 году. Каждое задание имеет комментарии: объясняется причина неудачи, приводятся возможные решения проблемы.

Пособие предназначено для учителей русского языка и заместителей директоров по учебной работе.

Киселева Н. В. Проектирование системы оценивания образовательных результатов по русскому языку : методические рекомендации / Н. В. Киселева. — Ярославль : Издательский центр ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 62 с. — (Эффективная школа).

ISBN 978-5-906776-93-8

Методические рекомендации раскрывают особенности построения системы оценивания образовательных результатов по русскому языку. В первой главе приводится общая характеристика современной системы оценивания, кратко излагаются особенности системы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. Вторая глава посвящена оценочной деятельности учителя русского языка, которая включает в себя не только использование уже готовых видов оценочных шкал и инструментов, но и самостоятельную разработку критерием оценки образовательных результатов, организацию рефлексивной деятельности учащихся с критериями и правилами оценочной деятельности. В главе приводятся нормы оценки знаний и умений учащихся по русскому языку (словарных и контрольных диктантов, изложений и сочинений, устных монологических высказываний), алгоритмы разработки учебных ситуаций и проверочных работ в соответствии с современными требованиями к системе оценки.

Методические рекомендации предназначены для учителей русского языка, а также студентов педагогических вузов и колледжей.

Киселева Н. В.Организация работы с иллюстративным материалом на уроках гуманитарного и эстетического цикла : учебно-методическое пособие / Н. В. Киселева. — — Электрон. текстовые дан. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 81 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

Учебно-методическое пособие посвящено организации работы с иллюстративным материалом. Включает в себя характеристику педагогической технологии «Образ и мысль», а также технологии образно-поэтического осмысления художественного произведения, основная задача которых развивать способности детей к глубокому личностному восприятию художественных ценностей с помощью системы связей с искусством. Кроме того, предлагаются различные модели анализа произведений: искусствоведческие, культурологические. В каждой главе даются практические советы по работе с иллюстративным материалом и литера-тура, которая поможет учителю в освоении специальных методов и приемов организации работы с иллюстрациями.

Учебно-методическое пособие предназначено для всех учителей образовательных организаций, но в первую очередь для учителей русского языка, литературы, искусства, ОРКСЭ, а также студентов педагогических вузов и колледжей.

Текст пособия

Страхова Н. В., Харитонова Л. А. ФГОС ООО: современный урок истории и обществознания : учебное пособие / Н. В. Страхова, Л. А. Харитонова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 166 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-87-7
В данном учебном пособии представлены принципы и подходы к модернизации школьного историко-обществоведческого образования в период с 1990-х годов до настоящего времени, выделены основные этапы реформирования преподавания истории и обществознания, показана эволюция требований общества к учителям-предметникам.
Кроме того, в пособии обобщен опыт конструирования современного урока истории и обществознания в соответствии с требованиями ФГОС, даны разработки уроков истории и обществознания.
Учебное пособие предназначено для учителей истории и обществознания, может использоваться при проектировании и проведении уроков истории и обществознания в школе.
Текст пособия

 

Учебно-методическое пособие "Литературные экскурсии" (под.ред. М.А.Соловьевой)  

В учебно-методическом пособии освещаются вопросы гражданского, патриотического воспитания в условиях современной образовательной организации. Краеведение, в частности литературное, рассматривается как аспект гражданского, патриотического, духовно - нравственного воспитания . Учебная и образовательная экскурсии представлены здесь как актуальные современные технологии изучения родного края на уроках и во внеурочное время в условиях современной образовательной организации. В пособии содержатся практические материалы учебных и образовательных экскурсий по литературе с привлечением краеведческих сведений , поэтому интересные, на наш взгляд, практики будут полезны специалистам не только сферы образования, но и сферы культуры и туризма  
Текст пособия

Страхова Н. В., Корсун Ю. И. Формирование и развитие антитеррористического мировоззрения обучающихся общеобразовательных организаций в рамках учебных предметов «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Обществознание» : методические рекомендации / Н. В. Страхова, Ю. И. Корсун — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 55 с.

В издании предлагаются основные принципы и подходы к формированию и развитию антитеррористического мировоззрения. Кроме того, представлены методические рекомендации, характеризующие основные принципы включения материалов анти-террористического содержания в рабочую программу учителя по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Обществознание». Методические рекомендации могут быть использованы при проведении уроков по основам без-опасности жизнедеятельности, уроков обществознания и права, а также классных часов, внеурочных мероприятий. Пособие предназначено для учителей ОБЖ, обществознания, классных руководите-лей, заместителей директоров по воспитательной работе.
Текст пособия