Кафедра естественно-математических дисциплин

 

Адрес: 150014,
г. Ярославль,
ул. Богдановича, 16
каб. 316
Тел.:(8-4852) 23-05-97
E-mail: emd@iro.yar.ru

Заведующий кафедрой

Головлева
Светлана Михайловна


Разработки

Результаты мониторинга по математике в Ярославской области: инструктивно-методическое письмо / сост. С. М. Головлева. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 40 с. — (Эффективная школа).

Инструктивно-методическое письмо содержит информацию об участниках ГИА в форме ЕГЭ по математике в Ярославской области, анализ содержания КИМ ЕГЭ в сравнении с содержанием других аттестационных и исследовательских процедур. На основе анализа подготовлены общие рекомендации по организации процесса преподавания математики

и подготовки к ГИА. Рекомендации сопровождаются перечнем литературы и интернет-ресурсов для подготовки к ГИА, а также перечнем мероприятий ГАУ ДПО ЯО ИРО по методической поддержке подготовки к ГИА по математике.

Инструктивное письмо предназначено для учителей математики, а также студентов педагогических вузов и колледжей

 

 

Обучение учащихся 5-6 классов навыкам решения и составления практико-ориентированных задач с использованием исторического и краеведческого материалов: сборник /В.Н. Колесова – С-ПБ: НП-Принт, 2018.-92 с.: ил.- (На ниве отечественного образования) (Математика)

ISBN 978-5-6040513-5-1

Сборник материалов из опыта работы педагога Ярославской области, учителя высшей квалификационной категории Веры Николаевны Колесовой, представляет собой методический материал для проведения различных уроков, викторин, конкурсов, игр.

В сборник включены разработки уроков, серия практических работ по формированию навыка составления математических задач на основе краеведческого материала. Предложено тематическое планирование по математике для школьников 5-го-6 го классов на основе учебно-методического комплекса Г.В. Дорофеева и И.В. Шарыгина с указанием уроков, на которых можно использовать приемы обучения по составлению задач. В сборник вошли задачи, составленные не только педагогом, но и учащимися.

Сборник будет полезен для учителей математики общеобразовательных школ.

Результаты мониторинга по математике в Ярославской области: инструктивно-методическое письмо / сост. С. М. Головлева. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 40 с. — (Эффективная школа).

Инструктивно-методическое письмо содержит информацию об участниках ГИА в форме ЕГЭ по математике в Ярославской области, анализ содержания КИМ ЕГЭ в сравнении с содержанием других аттестационных и исследовательских процедур. На основе анализа подготовлены общие рекомендации по организации процесса преподавания математики

и подготовки к ГИА. Рекомендации сопровождаются перечнем литературы и интернет-ресурсов для подготовки к ГИА, а также перечнем мероприятий ГАУ ДПО ЯО ИРО по методической поддержке подготовки к ГИА по математике.

Инструктивное письмо предназначено для учителей математики, а также студентов педагогических вузов и колледжей

 

 

К.Е. Безух Подготовка школьников к ЕГЭ по биологии [Текст]: методические рекомендации для учителей и учащихся /К.Е. Безух. – Ярославль: Полиграфия CMYK, 2017. – 77 с.

В пособии приводятся статистические данные успешности выполнения заданий ЕГЭ по биологии 2017 г.в Ярославской области; дается подробный разбор типичных ошибок участников ЕГЭ последних лет; обсуждаются технологии обработки заданий, наиболее часто выдающих ошибки; показаны некоторые алгоритмы оформления экзаменационных заданий.

Также обсуждаются вероятные причины ошибочных ответов учащихся и предлагаются возможные направления совершенствования организации и методики обучения школьников для повышения процента справляемости с заданиями экзаменационной работы.

В качестве практикума предлагается один из вариантов ЕГЭ 2017 г. и подборка тестовых заданий для возможного входного анализа знаний учащихся при разработке программы подготовки к успешной сдаче ЕГЭ в 2018 году.

Организация деятельности профессиональных педагогических сообществ: методические рекомендации / Е. В. Коточигова, Е. В. Кувакина, Г. Д. Редченкова, А. Н. Смирнова, Е. Е. Цамуталина; под ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 76 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

В методических рекомендациях представлен опыт создания и организации деятельности профессиональных педагогических объединений Ярославской области на региональном уровне. Рассматриваются традиционные виды профессиональных сообществ: региональные методические объединения, ассоциации, интернет-сообщества.

Приводятся примеры новых актуальных форм профессиональных объединений педагогов на уровне образовательной организации – команды обучающихся учителей (КОУЧ), метапредметное объединение (метапредметный совет).

В рекомендациях представлены разнообразные практические материалы, включая нормативные документы, планы работы и методические разработки. Особое внимание уделено разработке инструментария по оценке эффективности работы педагогического сообщества. Рекомендации будут полезны руководителям образовательных организаций, методистам и руководителям профессиональных объединений.

Модернизация содержания и технологий обучения предмету «Биология» : методические рекомендации / сост. Л. Н. Сухорукова, В. А. Смирнова, С. Г. Морсова; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 128 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3

ISBN 978-5-906776-96-9

Методические рекомендации представляют собой обобщение накопленного опыта использования инновационных подходов и технологий обучения, формирования предметных, метапредметных, личностных результатов по учебному предмету «Биология».

Рекомендации адресованы учителям биологии; методистам, курирующим данную предметную область; педагогам дополнительного образования; студентам педагогических вузов по профилю подготовки — биологическое образование — географическое образование.

Модернизация содержания и технологий обучения предмету «Химия»: методические рекомендации / сост. Е. В. Александрова; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 120 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

Методические рекомендации включают в себя обобщение накопленного опыта использования инновационных подходов и технологий обучения, формирования предметных, метапредметных, личностных результатов по учебному предмету «Химия».

Пособие адресовано учителям химии; методистам, курирующим данную предметную область; педагогам дополнительного образования; студентам педагогических вузов по профилям подготовки «Химическое образование» — «Биологическое образование».

Формирование компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью средствами дополнительного профессионального образования [Текст]: коллективная монография /под науч.ред. А.В. Золотаревой, Н.П. Анисимовой [Серия: Подготовка кадров для работы с талантливыми детьми и молодежью]. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. – 382с. – (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-87555-901-3

В монографии представлен анализ состояния и проблем формирования компетенции педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью. Раскрыты концептуальные основы формирования компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью средствами дополнительного профессионального образования: цель, задачи, подходы, принципы, модели. Предложена программа дополнительного профессионального образования для формирования метапредметных компетенций педагога. Описаны инструменты оценки сформированности компетенций и результаты исследования дефицитов профессиональных компетенций педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью. Адресована научным и практическим работникам системы образования, руководителям и специалистам региональной, муниципальной системы образования, образовательных учреждений разных типов, а также научным сотрудникам и преподавателям вузов, ИПК, ИУУ, ИРО, работникам методических служб. УДК 376.545 ББК 74.2024

Региональная ассамблея учителей технологии [Электронный ресурс]: сборник материалов электрон.текстовые дан.– Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. – 1 электрон.опт.диск (CD- ROM). – Загл.с этикетки диска.

В сборнике представлены материалы региональной ассамблеи учителей технологии – собрания педагогического сообщества, направленное на популяризацию технологического образования, профессиональное развитие учителей технологии, поддержку творчески работающих педагогов, распространение передовых практик, совершенствование информационного и научно-методического обеспечения предметной области «Технология». В сборник вошли Положение о региональной выставке, программа мероприятия, тезисы конференции, разработки учителей технологии, представленные в авторской редакции, альбомы фотографий. Сборник предназначен для учителей технологии, методистов муниципальных методических служб, может быть использован в проведении уроков технологии, занятий внеурочной деятельности, в проектной деятельности школьников.

Цамуталина Е.Е. Грани творчества [Электронный ресурс]:сборник материалов региональной выставки мастерства учителей технологии / Е.Е. Цамуталина; под. общ.ред.А.Н. Смирновой, А.В. Репиной. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2015. – выпуск 365. - 1 электрон. опт. диск (CD- ROM). – Загл. с этикетки диска.

В сборник включены материалы региональной выставки мастерства учителей технологии «Грани творчества» - интерактивной площадки для презентации достижений, обмена опытом, освоения новых технологий с целью их дальнейшего развития и применения в педагогической практике. В сборник вошли Положение о региональной выставке, программа мероприятия, материалы учителей технологии, представленные в авторской редакции, альбомы фотографий. Сборник предназначен для учителей технологии, методистов муниципальных методических служб, может быть использован в проведении уроков технологии, занятий внеурочной деятельности, в проектной деятельности школьников.

Модернизация содержания и технологий обучения математике : методическое пособие / М. Л. Зуева, С. М. Головлева, М.  П. Кривунь [и др.]; под общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 126 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-67-9

В пособии предложены подходы к разработке методической системы обучения математике в соответствии с новыми требованиями к образовательным результатам Федерального государственного образовательного стандарта, предполагающими пересмотр целевого, содержательного, организационного и проектировочного компонентов этой системы.
Пособие адресовано учителям, преподавателям математики образовательных организаций, заместителям директора, методистам региональных и муниципальных методических служб.

Цамуталина Е. Е.
Модернизация технологий и содержания обучения предметной области «Технология»: методические рекомендации / Е. Е. Цамуталина; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 87 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-61-7

Методические рекомендации представляют региональный опыт модернизации содержания и технологий обучения по учебному предмету «Технология» в основной школе в соответствии с ФГОС ООО, с учетом ПООП ООО и особенностей экономического развития региона. Определены подходы к формированию предметного содержания, к проектированию учебных программ, предложены модели реализации содержания, раскрыты технологии формирования личностных, метапредметных, предметных результатов в рамках учебного предмета «Технология».
Рекомендации адресованы учителям технологии, руководителям общеобразовательных организаций, методистам.

6. Техническое творчество: практики дополнительного образования детей: методическое пособие / Е. Е. Цамуталина, Т. М. Талова, Л. А. Давыдова [и др.]; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 155 с. — (Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей)

ISBN 978-5-906776-58-7
ISBN 978-5-906776-66-2

В данном пособии представлены практики реализации программ, проектов, инновационных технологий дополнительного образования детей технической направленности, разработанных на основе принципов неформального и информального образования.
Пособие адресовано педагогам дополнительного образования, учителям технологии, руководителям учреждений дополнительного образования детей, методистам.

Проектирование педагогических систем [Текст]: учебное пособие /В.В. Юдин, С.Л. Паладьев, С.М. Головлева; под. общ.ред. В.В. Юдина. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. – 115 с.

ISBN 978-5-00089-202-2

Важной особенностью пособия является опора на технологический подход в проектировании и уровневое представление систем, в основе которого лежат типы реализуемых педагогических процессов. Пособие включает следующие разделы: Основы проектирования, Педагогическая система (понятия, структура, подходы разных авторов к строению и особенностям современных систем), Порядок проектирования педагогических систем, включая образовательную среду как компонент системы и инфраструктуры педагогического процесса. В пособии представлена методика проверки состояния педагогической системы (комплексная методика). Удалено внимание инновациям в образовании и влиянии их на характеристики педагогической системы. Пособие предназначено магистрантам направления «Психолого-педагогическое образование» различных профилей для выполнения проекта по курсу «Проектирование и экспертиза образовательных систем» для магистерской программы.

Роль УМК в достижении результатов ФГОС по предметам естественно-математического цикла: материалы межрегиональной научно-практической конференции 12-13 декабря 2013 г./ составитель С.М. Головлева, Е.А. Козлова, Т.В. Немцева, А.В. Пешкова, Е.Е. Цамуталина, Т.А. Яковлева. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 20214. – 32с.

Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Роль УМК в достижении результатов ФГОС по предметам естественно-математического цикла» посвящены проблемам выбора УМК по предметам ЕМЦ, в том числе по физике. В ситуации обилия возможных УМК учитель испытывает определенные трудности, т.к. при выборе учебника необходимо учитывать возможности материально- технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательной организации, а также запросы всех участников образовательного процесса и утвержденную основную образовательную программу основного общего образования образовательной организации.

Роль УМК в достижении результатов ФГОС по предметам естественно-математического цикла: материалы межрегиональной научно-практической конференции 12-13 декабря 2013 г./ составитель С.М. Головлева, Е.А. Козлова, Т.В. Немцева, А.В. Пешкова, Е.Е. Цамуталина, Т.А. Яковлева. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2014. – 20с.

Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Роль УМК в достижении результатов ФГОС по предметам естественно-математического цикла» посвящены проблемам выбора УМК по предметам ЕМЦ, в том числе по математике. В ситуации обилия возможных УМК учитель испытывает определенные трудности, т.к. при выборе учебника необходимо учитывать возможности материально- технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательной организации, а также запросы всех участников образовательного процесса и утвержденную основную образовательную программу основного общего образования образовательной организации.

  • Немцева Т.В., Яковлева Т.А. «Возможности интерактивной доски на уроках биологии и химии». Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Информатизация образования: опыт и перспективы («ИТО-Иваново-2011) (27.04.2011) «Использование ИД в преподавании химии и биологии».
  • Цамуталина Е.Е. О преподавании учебного предмета «Технология» в2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области [методические рекомендации]. Информ.-методич. сборник материалов ГОУ ЯО ИРО «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2011-2012 уч.году» / Под общ.ред. А.В.Репиной, А.Н.Смирновой//Серия: «Ярославская область: Образовательные ресурсы». Ярославль: Департ.  образ. Яросл.  обл., Яросл. регион. информ.-методич. центр, 2011. Вып. 189. Формат CD.
  • Михайлова О.Ю. Достоинства и недостатки визуального конструирования при передаче абстрактной естественно научной информации. Тез. докл. Сб. матер. научно- практич. конфер. ТвГУ «Менеджмент в образовательном пространстве. Управление качеством образования: Теория и практика». Тверь: ТвГУ, 2009. С.38.