Кафедра гуманитарных дисциплин

 

Адрес: 150014,
г. Ярославль,
ул. Богдановича, 16
каб. 306, 308
Тел.:(8-4852) 23-06-34
E-mail: human@iro.yar.ru

Заведующий кафедрой

Томчук
Светлана Алексеевна
,
кандидат психологических наук


Сотрудники


Томчук Светлана Алексеевна,
заведующий кафедрой

Область научных интересов: психология и методика музыкального образования; психология искусства, психология творческого и музыкального мышления, здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании, компетентностный подход в образовании.

Образование: Ярославский государственный педагогический институт имени К.Д. Ушинского (1995, учитель русского языка и литературы); аспирантура Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова (2007 г., специальность «психология»); переподготовка по направлению «Преподаватель высшей школы», квалификация «Преподаватель дисциплин по профилю подготовки «Музыкальное образование» (2018 г.).

Регалии: кандидат психологических наук (2007 г.), доцент (2012 г.), Лауреат премии губернатора Ярославской области в сфере образования (2014 г.), Почетная грамота Министерства образования РФ (2005 г.), член жюри регионального этапа всероссийских конкурсов «Учитель года России», «Педагогический дебют», «За нравственный подвиг учителя», эксперт регионального учебно-методического объединения по общему образованию Ярославской области (РУМО); победитель межрегионального этапа всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в ЦФО в номинации «Педагоги высшей школы - средней школе» за пособие «Благодатный воспитатель русского народного духа. К 700-летию Преподобного Сергия Радонежского» (в соавторстве с Соловьевой М.А., Харитоновой Л.А.) (2015 г.), победитель регионального этапа всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучший образовательный издательский проект года» за пособие «Образ Александра Невского в истории и культуре России» (к 800-летию со дня рождения Александра Невского)» (в соавторстве с Киселёвой Н.В., Соловьёвой М. А., Харитоновой Л.А.) (2017 г.).

Значимые проекты и разработки: руководитель региональной инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде средствами гуманитарных дисциплин» (2016-2018 г.г.), автор региональной программы «Музыкальные традиции Ярославского края»; соавтор коллективных монографий «Креативность как ключевая компетентность педагога»; «Когнитивно-акмеологические основы профессионального становления субъекта»; «Метакогнитивные основы конфликтной компетентности», федеральный эксперт по проведению экспертизы дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, размещенных на федеральном портале цифровой образовательной среды; руководитель виртуального регионального методического объединения учителей музыки Ярославской области.

Имеет более 80 научных и учебно-методических публикаций.

  


Киселева Наталья Витальевна,
доцент

Область научных интересов: современные образовательные технологии; методы и приемы обучения на предметах гуманитарного цикла, научно-исследовательская и проектная деятельность школьников, интеграция в образовании;

Образование: Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского (1998, учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры); аспирантура Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского (2009 г.).

Регалии: кандидат культурологии (2009 г.), Лауреат премии губернатора Ярославской области в сфере образования (2019, 2011 гг.), победитель Всероссийского конкурса методических разработок по русскому родному языку «Изучаем новый предмет» (2020), победитель регионального этапа международного конкурса «Уроки Победы» (2019 г.), победитель межрегионального этапа международной Ярмарки социально-педагогических инноваций (2019 г.), победитель Всероссийского Интернет-конкурса «Культурная политика в современной общеобразовательной школе. Теоретические основания и региональный опыт» в номинации «Статья-исследование» (2017 г.), победитель регионального этапа всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучший образовательный издательский проект года» за пособие «Образ Александра Невского в истории и культуре России» (к 800-летию со дня рождения Александра Невского)» (в соавторстве с Томчук С.А., Соловьёвой М. А., Харитоновой Л.А.) (2017 г.) и т.д. и др.

Значимые проекты и разработки: научный руководитель региональных инновационных площадок «Формирование и развитие базовой функциональной грамотности обучающихся как основы компетенций XXI века» (2018-2020гг), «Разработка механизмов реализации междисциплинарных программы в рамках основной образовательной программы основного общего образования» (2014-2016); участник региональной инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде средствами гуманитарных дисциплин» (2016-2018 г.г.); автор учебных и учебно-методических пособий «Смысловое чтение. День единого текста: подходы к разработке, организации и проведению», «Содержание и организация современного урока русского языка как иностранного», «Организация работы с иллюстративным материалом на уроках гуманитарного и эстетического цикла» и др.; федеральный эксперт по проведению экспертизы дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, размещенных на федеральном портале цифровой образовательной среды; эксперт региональной предметной комиссии по русскому языку; заместитель руководителя регионального отделения ООО «Ассоциация учителей литературы и русского языка», руководитель регионального методического объединения учителей русского языка и литературы практикующий учитель русского и родного языков, мировой художественной культуры.

Имеет более 100 научных и учебно-методических публикаций.

  


Страхова Наталья Вячеславовна,
д
оцент

Область научных интересов: содержание и методика обучения истории России, краеведения, обществознания; современные подходы к оценке учебных достижений учащихся, научно-исследовательская деятельность учащихся, компетентностный подход в образовании.

Образование: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (2000 г., историк, преподаватель истории); аспирантура Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова (2003 г., специальность «история» 07.00.02), докторантура Санкт-Петербургского государственного университета им. М.В. Ломоносова по направлению «международные отношения и политика советского государства на севере Европы».

Регалии: кандидат исторических наук (2003 г.), лауреат международного дистанционного конкурса «Лучшая образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров – 2019» («Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по г. Нур-Султан) (2019 г.), диплом I степени в межрегиональной научно-практической конференции-конкурсе «Героический путь российского воинства» (2019 г.), победитель регионального этапа международного конкурса методических разработок «Уроки Победы», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в номинациях «Лучший урок истории» (2019 г.), член аттестационной комиссии учителей истории и обществознания, практикующий учитель высшей категории.

Значимые проекты и разработки: руководитель межведомственных проектов «Урок в музее: история для настоящего и будущего»: «Великая Российская революция 1917 - 1922», руководитель сетевого интернет-проекта «О чем расскажет школьный музей?» (2016), участник региональной инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде средствами гуманитарных дисциплин» (2016-2018 г.г.); руководитель сетевого методического объединения ММС ЯО, курирующих дисциплины историко-обществоведческого цикла «СМС-форум», федеральный эксперт по проведению экспертизы дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, размещенных на федеральном портале цифровой образовательной среды.

Имеет более 50  научных и учебно-методических публикаций.

  


Харитонова Людмила Алексеевна,
с
тарший преподаватель

Область научных интересов: содержание и методика обучения  истории России, краеведения, обществознания, мировых религиозных культур, этики; современные подходы оценки учебных достижений учащихся.

Образование: Ташкентский государственный университет им. В.И. Ленина (1978 г., историк, преподаватель истории и обществоведения).

Регалии: звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» (2012 г.), Отличник народного просвещения (1996 г.), Премия Губернатора Ярославской области за разработку материалов и организационно-методическое сопровождение проекта «Уровневая дифференциация обучения как технология достижения образовательных стандартов» (2000 г.), Почетная грамота Министерства образования РФ (2006 г.), лауреат международного дистанционного конкурса «Лучшая образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров – 2019» («Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по г. Нур-Султан) (2019 г.), диплом I степени в межрегиональной научно-практической конференции-конкурсе «Героический путь российского воинства» (2019 г.), победитель межрегионального этапа всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в ЦФО в номинации «Педагоги высшей школы - средней школе» за пособие «Благодатный воспитатель русского народного духа. К 700-летию Преподобного Сергия Радонежского» (в соавторстве с Соловьевой М.А., Томчук С.А.) (2015 г.), победитель регионального этапа всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучший образовательный издательский проект года» за пособие «Образ Александра Невского в истории и культуре России» (к 800-летию со дня рождения Александра Невского)» (в соавторстве с Киселёвой Н.В., Соловьёвой М. А., Томчук С.А.) (2017 г.).

Значимые проекты и разработки: участник межведомственных проектов «Урок в музее: история для настоящего и будущего»: «Великая Российская революция 1917 - 1922», руководитель сетевого интернет-проекта «О чем расскажет школьный музей?» (2016), участник региональной инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде средствами гуманитарных дисциплин» (2016-2018 г.г.); руководитель регионального отделения Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания; федеральный эксперт по проведению экспертизы дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, размещенных на федеральном портале цифровой образовательной среды; автор методического пособия «Преподавание истории Ярославского края в общеобразовательной школе».

Имеет более 20 учебно-методических публикаций.

  


Соколова Ольга Александровна,
с
тарший преподаватель

Область научных интересов: обучение английскому языку младших школьников, профессиональное развитие учителя иностранного языка, компетентностный подход в образовании.

Образование: Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского (1998 г., учитель английского и французского языков); тренинги для преподавателей курсов повышения квалификации учителей английского языка, The University of Warwick, Great Britain (2003, 2005 гг.)
Регалии: почетная грамота Департамента образования Администрации Ярославской области (2004 г.)

Значимые проекты и разработки: тьютор инновационной программы повышения квалификации учителей английского языка «YARINSET» (2002-2008 г.), реализованной в ИРО ЯО при методической поддержке Британского Совета; координатор программы «Обучение английскому языку в начальной школе» (2005-2009 гг.), реализованной в ИРО ЯО при методической поддержке Британского Совета; организатор и участник проектов Ассоциации учителей английского языка Ярославской области (Trendy Teacher, Летняя школа), организатор конкурсов профессионального мастерства (региональный конкурс сценариев внеурочных мероприятий по иностранным языкам), разработчик дистанционных курсов повышения квалификации учителей иностранных языков в рамках Федеральной целевой программы развития образования (2018-2019), член проектной группы регионального проекта «Иностранный язык для будущего» (2017-2020 гг.). Федеральный эксперт по проведению экспертизы дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, размещенных на федеральном портале цифровой образовательной среды; соучредитель и член совета ЯРОО «Ассоциация учителей английского языка Ярославской области YARTEA».

Имеет более 10 научных и учебно-методических публикаций.

  


Урывчикова Наталья Владимировна,
с
тарший преподаватель

Область научных интересов: методика преподавания немецкого языка, организация преподавания немецкого языка как второго иностранного в основной школе, предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL), организация внеурочной деятельности на немецком языке, использование цифровых инструментов в изучении и преподавании иностранного языка, использование технологий смешанного обучения, активные формы обучения немецкому языку.

Образование: Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского (1995 г., учитель немецкого и английского языков); с 1998 по 2000 годы - подготовка при Немецком культурном центре им. Гёте в г.Москва, методист-мультипликатор Немецкого культурного центра. Ведущий многочисленных семинаров, в том числе и международных, для учителей и преподавателей немецкого языка в Москве, Киеве, Минске, Тбилиси, Ярославле, Костроме, Уфе, Ижевске, Оренбурге, Архангельске, Вологде, Пензе, Владимире, Липецке и в других городах Российской Федерации. Лауреат международного дистанционного конкурса «Лучшая образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров – 2019» («Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по г. Нур-Султан) (2019 г.). Лауреат 3 степени межрегионального конкурса дополнительных профессиональных программ с ППК «ФГОС: формирующее оценивание образовательных результатов по иностранному языку в основной школе».

Регалии: почетная грамота Департамента образования Администрации Ярославской области (2019 г.)

Значимые проекты и разработки: Является автором курса внеурочной деятельности и проекта «Немецкий для юных исследователей» (https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/eng/dfe.html) Немецкого культурного центра имени Гёте в Москве. С 2016 года координирует этот проект в Ярославской области. С 2016 года является методистом и разработчиком материалов проектов «Немецкий детский онлайн-университет» (https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/eng/kin/kin.html) и «Онлайн-университет для подростков JuniorUni» (https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/eng/jun.html). С 2015 по 2019 год  - координатор совместного проекта ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» и Немецкого культурного центра имени Гёте «Немецкий – первый второй иностранный». Руководитель регионального проекта «Иностранный язык для будущего», руководитель интернет-сообществ «Виртуальное методическое объединение учителей иностранного языка Ярославской области» и «Сообщество учителей немецкого языка Ярославской области», федеральный эксперт по проведению экспертизы дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, размещенных на федеральном портале цифровой образовательной среды.

Имеет более 10 учебно-методических публикаций

 


Лукьянчикова Наталья Владимировна,
д
оцент

Область научных интересов: история русской литературы, организация чтения учащихся, научно-методическое сопровождение учителя-словесника, диалоговые технологии в обучении литературе.

Образование: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (1992 год, учитель русского языка и литературы средней школы), аспирантура Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского (2004).

Регалии: кандидат филологических наук (2004), доцент. Награждена знаком «Отличник народного просвещения» (1996), общественной медалью «За верность профессии» (2017), благодарственным письмом мэрии г. Ярославля за успехи в профессиональной педагогической деятельности, трижды лауреат диплома журнала «Литература в школе», имеет благодарность Министерства образования Сирийской Арабской Республики (2019).

Значимые проекты и разработки: монография «Организация диалога в процессе обучения литературе в школе и вузе» (в соавторстве с Н.Ю. Букаревой), учебно-методическое пособие «Жить не по лжи» (в соавторстве с М.А. Соловьевой и Н.В. Киселевой).

Имеет свыше 80 публикаций по истории русской литературы и методике преподавания литературы.

   


Головлева Мария Николаевна,
ассистент

Область научных интересов: теория и методика преподавания истории и обществознания.

Образование: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (2011 г., историк, преподаватель истории); переподготовка по направлению «Социальный педагог-психолог семейного профиля» (2016 г.).

Имеет научные публикации.