«Школы, работающие в неблагоприятных социальных условиях»

 

Межрегиональный информационно-методический семинар
ШКОЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО. МОНИТОРИНГ ИЗМЕНЕНИЙ

 17-18 октября 2013

17-18 октября 2013 года в Ярославской области проводился межрегиональный информационно-методический семинар «Школьное лидерство. Мониторинг изменений». Организаторами проведения выступили ГОАУ ЯО «Институт развития образования», Департамент образования ЯО и Институт развития образования НИУ «Высшая школа экономики».

2013 год является стартовым в реализации одного из новых приоритетов национальной образовательной политики Российской Федерации - сокращения разрывов в качестве образования (Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»).

Семинар проходил в рамках федерального проекта  «Школы, работающие в сложных социальных контекстах» и регионального проекта «Разработка и внедрение региональной стратегии помощи школам, работающим в сложных социальных контекстах и показывающих низкие образовательные результаты».

В работе семинара приняли участие ведущие мировые эксперты в области школьной эффективности и лидерства - профессор Альма Харрис, директор Института образовательного лидерства Университета Малайя, и Мишель Джонс, заместитель директора Института образовательного лидерства Университета Малайя. Семинар собрал участников из Москвы и Московской области, Белгородской, Костромской областей, республики Карелия. Ярославская область была представлена Департаментом образования ЯО, «Центром оценки и контроля качества образования», Городским центром развития образования (Ярославль), ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, региональными и муниципальными органами управления образованием, школами города и области.

На семинаре обсуждались вопросы поддержки школ, работающих в сложных социальных контекстах, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, механизмы перевода таких школ в эффективный режим работы, перспективы межрегионального партнёрства и взаимодействия с регионами в разработке и реализации программ школьных улучшений.

Пленарное заседание

  • Вступительное слово
    Астафьева С.В., заместитель директора департамента образования Ярославской области: «Региональная стратегия помощи школам, работающих в сложных социальных контекстах».
  • Вступительное слово
    Степанова Е.О., ректор ГОАУ ЯО ИРО
  • «Факторы, влияющие на качество образования»
    Горшков В.Ю.,
    начальник отдела мониторинга и анализа ГУ ЯО «Центр оценки и контроля качества образования»
    (Презентация, 1456 kb)
  • «О целях и задачах семинара»
    Пинская М.А.,
      ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ Высшая школа экономики
  • Школьное лидерство: Мониторинг измерений
    (Презентация, 2210kb)
    Альма Харрис, профессор Лондонского университета, директор Института образовательного лидерства Университета Малайя
    (выступление)
    Мишель Джонс, заместитель директора Института образовательного лидерства Университета Малайя
    (выступление)

Секция «Мониторинг изменений. Работа с данными»

Координаторы:

Пинская Марина Александровна, ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ
Груничева Ирина Геннадьевна, научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ

На заседании секции представителям школ-участников проекта «Школы, работающих в сложных социальных условиях» были представлены результаты исследований о факторах эффективности учителя, обсуждались эффективные и неэффективные образовательные практики, методики мониторинга и анализа образовательных результатов.

Мишель Джонс, заместитель директора Института образовательного лидерства Университета Малайя, рассказала о системах мониторинга по жестким и по мягким индикаторам. К жестким индикаторам можно отнести результаты экзаменационных оценок на конец года. Мягкие (или качественные) индикаторы – это навыки ученика, прогресс в освоении которых мы можем зафиксировать с помощью специальных методик.

В ходе обсуждения возник вопрос о недостатке у учителей компетентности по составлению программы, разработке инструментария, обработке и интерпретации полученных данных для таких исследований.

Мишель Джонс посоветовала учителям объединяться в команды, использовать механизмы сотрудничества для выработки методик оценки по мягким индикаторам.

Свою помощь в проведении мониторинга для школ, работающих в сложных социальных контекстах, предложила Высшая школа экономики.

Внимание участников семинара также было обращено на то, что фокусом следующего исследования PISA станут проблемы сотрудничества и навыки решения проблем.

 

Представление опыта работы пилотных школ Ярославской области
(18 октября 2-13 г., г. Тутаев)

  • МОУ СОШ № 4 «Центр образования»
    Гаврилова Регина Николаевна,
    директор школы МОУ СОШ № 4 г. Тутаева
    (презентация, 3,23 МБ)
  • Управленческие механизмы повышения качества образовательных услуг на муниципальном уровне (из опыта работы)
    Иванова Ольга Николаевна
    Директор Департамента образования Администрации Тутаевского МР Ярославской области
    (Презентация; 1,8 МБ, Документ WORD, 147 КБ)

Фотоотчет семинара