«Школы, работающие в сложных социальных контекстах»

 

Межрегиональный информационно-методический семинар
ШКОЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО. МОНИТОРИНГ ИЗМЕНЕНИЙ

17-18 октября 2013
Пленарное заседание

Астафьева Светлана Викторовна
Заместитель директора департамента образования Ярославской области

«Региональная стратегия помощи школам, работающих в сложных социальных контекстах»

В своем выступлении С.В.Астафьева подчеркнула, что главной целью образовательной политики Ярославской области является обеспечение качественного образования детей, создание условий для их успешной социализации и самореализации. Для достижения этой цели Ярославская область готова сотрудничать с другими регионами, обмениваться опытом. Семинар «Школьное лидерство. Мониторинг изменений» собрал участников из Москвы и Московской области, Белгородской, Костромской областей, республики Карелия.

Были перечислены основные достижения Ярославской области в дошкольном и в основном общем образовании:

  • ЯО подала заявку на статус площадки по апробации стандартов дошкольного образования в рамках реализации ФГОС;
  • разрабатываются новые форматы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания детей, семейное образование;
  • обеспечивается повышение квалификации педагогов в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО;
  • ведется работа по обеспечению реализации ФГОС на базе общеобразовательных школ: школы оснащаются современным учебным оборудованием;
  • образовательным учреждениям предлагаются новые управленческие механизмы: система самооценки ОУ;
  • развивается региональная система оценки качества образования, разработана методика оценки личностных результатов обучающихся;
  • ведется проектная деятельность в рамках сотрудничества ОУ с родителями, социальными партнерами, населением;
  • развивается система государственно-общественного управления образованием;
  • осуществляется перевод образовательных услуг в электронный вид.

Проект поддержки школ, работающих в сложных социальных контекстах, осуществляется в Ярославской области с 2009 года и ведется под руководством Института развития образования НИУ Высшая школа экономики. За это время область достигла следующих результатов:

  1. Сформировалась структура, работающая по данному направлению: Центр развития инновационной инфраструктуры ГОАУ ЯО ИРО.
  2. Появился институт муниципальных координаторов.
  3. Развиваются финансовые механизмы поддержки школ, работающих в сложных социальных контекстах: выделены гранты пилотным школам, объявлен новый конкурс.
  4. Формируется группа экспертов, которые оценивают программы и результаты реализации программ.
  5. Разрабатывается система оценки качества образования.

А.В.Астафьева:

«Мы не планируем, что в тех школах, которые находятся в сложных социальных контекстах, обязательно должны все сдавать ЕГЭ на самый высокий балл и сравниться с гимназиями. Каждая школа определяет свою миссию, разрабатывает свою программу улучшений. Но каждая школа должна создать атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя успешно, научится жить в обществе и быть ему полезным. Для нас этот проект очень важен, и мы будем его развивать и в дальнейшем».