«Школы, работающие в сложных социальных контекстах»

 

Межрегиональный информационно-методический семинар
ШКОЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО. МОНИТОРИНГ ИЗМЕНЕНИЙ

17-18 октября 2013
Пленарное заседание

Стенограмма выступления

Альма Харрис
Профессор Лондонского университета, директор Института образовательного лидерства
Университета Малайя

 

Для меня огромная честь  быть здесь сегодня и разговаривать с вами. Мои благодарности «Институту развития образования» Ярославской области, региону в целом и всем коллегам, которые приехали на семинар.

Я особенно трепетно отношусь к школам, работающим в сложных социальных контекстах. Результаты международных исследований говорят о том, что учителя в таких школах работают намного больше, и директора стремятся обеспечить высокие результаты. Проблема отдаленных школ, сельских школ состоит в том, что очень сложно оценить их реальную эффективность. И здесь надо смотреть на добавочную стоимость, которую эти школы обеспечивают, помимо образовательных результатов. Есть достаточно большой объем международных исследований, которые рассказывают нам о том, как школам, которые работают в сложных контекстах, удается улучшать результаты. И также есть масса исследований, которые говорят нам о том, что школы, которые считаются лучшими, самими сильными, которые имеют самые высокие результаты по экзаменам, на самом деле не являются эффективными школами. Эти исследования приводят, что наиболее значимыми факторами оказываются социальные факторы, социальные контекст, в котором живут обучающиеся, и педагогические компетенции учителя. Все эти факторы можно проследить для каждой конкретной ситуации – социально-экономические показатели, уровень социального неравенства, социальное положение семей, из которых дети приходят в школу. Мы мало что можем сделать с социальной ситуацией в районе, но если у нас будут высокие результаты на выходе из школы – это хорошая школа.

Вопрос в том, если мы серьезно будем заниматься улучшениям в школе, работающей в сложном социальном контексте, - что мы будем делать, если мы понимаем, что на старте возможности школ, возможности детей из разных социальных контекстов не равны? Мы не можем изменить их семьи, мы не можем изменить их социальную ситуацию. 80% достижений обеспечивается социальным бэкграундом. Но мы можем работать с 20%, мы можем привлечь к работе родителей, обеспечить здесь эту добавочную стоимость. Это вопрос не денег. Вопрос не в том, чтобы дать школам больше денег, или дать учащимся, семьям больше денег. Это вопрос обладания социальным капиталом. Это не столько вопрос их самооценки или их ожиданий, но вопрос социального капитала, с которым они приходят в школу. И если ребенок живет в бедной семье, у которой не хватает денег не только на новые книги, но и на еду, то в школу этот ребенок приносит, скорее всего, очень низкий социальный капитал. Если вы голодны, то вы не можете учиться. Если вы бедны, если ваша семья вынуждена постоянно искать средства к существованию, как вы можете сконцентрироваться на учебе?

Очень важно, когда мы составляем таблицы, диаграммы, понимать, что мы не можем сравнивать всех на равных. Самые важные факторы – это факторы социального контекста. Именно они объясняют большинство образовательных достижений.

А теперь о хорошем. Что мы можем с этим сделать?

В импрувменте нет потолка. И нет потолка достижений детей. И совершенно не важно, какой у них бэкграунд. Но то, что важно, – это в какую школу он ходит. Когда мы были в Карелии, мы посетили две школы, и могли видеть, как учителя, директора взаимодействуют с учениками. В этих школах уделяется огромное внимание жизненным шансам детей. То, что меняет ситуацию в этих школах - это качество управления, лидерства и качество работы учителей. Именно это и должно являться точкой приложения наших сил. Именно эти элементы являются сердцем данного проекта.

Есть мнение, что если вы многого ожидаете от ребенка, то он будет стремиться к тому, чтобы оправдать ваши ожидания. Мы говорим об ожиданиях и учителей, и директоров, и самих учеников. Школы, с которыми мы работали, школы в сложных социальных контекстах, они улучшили свои результаты, потому что делали три вещи. Они сконцентрировались на качестве преподавания. Они смогли вовлечь родителей в образовательный процесс. Они постоянно поддерживали высокий уровень ожиданий относительно образовательных результатов.