«Школы, работающие в сложных социальных контекстах»

 

Межрегиональный информационно-методический семинар
ШКОЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО. МОНИТОРИНГ ИЗМЕНЕНИЙ

17-18 октября 2013
Пленарное заседание

«Факторы, влияющие на качество образования»
Горшков Владимир Юрьевич

Начальник отдела мониторинга и анализа ГУ ЯО

Горшков В.Ю. представил результаты исследований о факторах, влияющих на качество образования:

  1. Факторы системы образования:

    1. менеджмент образовательного учреждения;
    2. педагогическая компетентность учителя.

  2. Социальные факторы:

    1. семья
    2. социальный статус.

Далее докладчик рассматривал влияние каждого фактора на результаты ЕГЭ по предметам математика и русский язык. Можно обозначить несколько наиболее интересных взаимозависимостей.

Если в школе приоритетной является общая для всех ориентация на глубокие знания, т.е. ценность образования признается главной, то качество образования будет высоким.

Если в глазах учителя образ ученика негативен (ученик воспринимается как «труднообучаемый лентяй», «сложный», «неспособный»), то качество образования всегда будет низким.

Образ ученика в глазах учителя – один из элементов организационной культуры, принятой в учебном учреждении. Изменение культуры, улучшение климата в коллективе – это управленческая задача, которая должна возлагаться на руководство ОУ.

В основе успешного образования лежат языковые компетентности учителя. Успешное усвоение учеником программ по многим школьным предметам (в том числе, математике, физике, химии) зависит от того, насколько учитель может объяснить, а ученик – понять задание.

Что касается фактора семьи, то здесь важно обратить внимание на вовлеченность родителей в процесс обучения, на значение ценности образования внутри семьи.

Для обеспечения достоверности анализа была разработана методика кластеризации образовательных учреждений. Докладчик пояснил, что выделять лидеров и отстающих имеет смысл лишь среди школ, принадлежащих одному кластеру.  Таких кластеров восемь:

  • первый кластер - школы повышенного уровня, лицеи, гимназии.
  • второй и третий кластеры – это интернатные формы обучения
  • четвертый кластер – большие городские школы
  • пятый кластер – малые городские школы (менее 400 учеников)
  • шестой кластер – поселковые школы (от 200 учеников)
  • седьмой кластер – сельские небольшие школы (от 30 до 200 учеников)
  • восьмой кластер – малокомплектные школы.

Существует стереотип, что сельские школы дают самые низкие результаты. Но это заблуждение. Скорее, это будут небольшие городские школы и поселковые школы, пятый и шестой кластеры.

В.Ю.Горшков анонсировал проведение более глубокого исследования, охват которого составят пятый кластер полностью и школы, показывающие самые высокие и самые низкие результаты из каждого кластера. По результатам исследования будут разработаны методические рекомендации с целью повышения качества образования в регионе и в отдельных образовательных учреждениях.