«Школы, работающие в сложных социальных контекстах»

 

Межрегиональный информационно-методический семинар
ШКОЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО. МОНИТОРИНГ ИЗМЕНЕНИЙ

17-18 октября 2013
Пленарное заседание

«О целях и задачах семинара»
Пинская Марина Александровна
Ведущий научный сотрудник
Института развития образования
НИУ Высшая школа экономики

М.А.Пинская в своем выступлении обозначила ключевые моменты в развитии проекта «Школы, работающие в сложных социальных контекстах». Проект появился в 2009 году и является частью фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в области образовательного неравенства.

Задачей первого этапа проекта было найти общий язык, ввести в образовательное пространство само понятие «школы, работающие в сложных социальных контекстах», и прийти к созданию программ улучшения результатов таких школ.

Второй этап – это этап действий, когда каждая школа реализовывала свою программу улучшений.

Сегодня проект переходит к третьему этапу, этапу зрелости. В Карелии и Ярославской области уже можно увидеть и оценить результаты реализации программ. Накоплен опыт и составлена «дорожная карта» улучшений (импрувмента, improvement), которую можно передать тем школам, которые только входят в проект, чтобы они смогли:

  • провести диагностику,
    • разработать программу,
    • отслеживать результаты,
    • оценить достижения,
    • скорректировать движение.

Изменение подходов, методов работы часто требует и изменений в языке профессионального общения. Именно язык формирует новую реальность, в которой предстоит работать школам-участникам проекта. Докладчик особенно отметила эти изменения:

  • термин «слабые школы» заменяется термином «школы, работающие в сложных социальных контекстах»;
    • появился термин «эффективная школа», т.е. школа, которая повышает жизненные шансы своих учеников, справляется с нагрузкой тяжелых условий, тяжелого окружения, тяжелого контингента и обеспечивает максимально высокие результаты для всех своих учеников;
    • к русскому языку адаптируется термин improvement – улучшение: мы переходим от простого «развития» к программам «улучшения результатов», изменения организационной культуры школы;
    • в программах улучшения результатов школ важную роль играют teaching learning teams, что предлагается перевести как «команды обучающихся учителей» (аббревиатура – КОУЧ).

Таким образом, заключила докладчик, мы теперь работаем с новым языком, а значит – с новой реальностью. И на семинаре участникам нужно будет понять, что же значит еще один элемент этой реальности – «школьное лидерство».