Кафедра инклюзивного образования

Дискуссионная площадка «Педсовет76.РФ» по теме «Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья»

23 апреля 2020 года с 11 до 13.00 состоялась видеоконференция в рамках  всероссийской дискуссионной площадки «Педсовет76.РФ» с международным участием по теме «Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья», которую организовал Департамент образования Ярославской области, ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», ГОУ ЯО «Центр помощи детям», ,ЯГПУ им.К.Д.Ушинского .

В рамках дискуссионной площадки «Педсовет 76 РФ» обсуждались проблемы оказания ранней помощи детям с ОВЗ»

Во время дискуссии были затронуты следующие вопросы:

  1. Максимально раннее выявление детей с проблемами развития на территории каждого муниципального образования.
  2. Междисциплинарная комплексная оценка состояния здоровья и развития ребенка, психолого-педагогических способностей и возможностей родителей, других членов семьи.
  3. Определение потребностей ребенка и семьи на основе выявленных диагностических показателей, разработка индивидуальной программы их коррекции.
  4. Организация процесса оказания ранней помощи ребенку и всесторонней поддержки членов семьи.
  5. Обеспечение преемственности между Службами ранней помощи и учреждениями здравоохранения и образования.

В конференции приняли участие

8 МР ЯО: Ярославль, Рыбинск, Ростов, Углич, Тутаев,  Рыбинск, Мышкин, г. Перелавль-Залесский,

11 Регионов РФ: Иваново, Липецк, Тамбов, Великий Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Липецк, Челябинск, Находка,  Новосибирск, Кострома,

СНГ:  г. Нур-Султан (Казахстан).

В обсуждении приняли участие ведущие специалисты в сфере ранней помощи детям с ОВЗ из ведущих ВУЗов страны: Мазурова Н.В., доктор психологических наук, профессор РГГУ г.Москва, Самарина Л.В.,  «Институт раннего вмешательства» г.Санкт-Петербург, Разенкова Ю.А., доктор педагогических наук, профессор Института коррекционной педагогики РАО г.Москва.

Опыт регионов представлялся ИРО г.Липецка, Нижнего Новгорода.

Опыт Ярославской области представляли специалисты ГАУ ДПО ЯО ИРО, ГОУ ЯО «Центр помощи детям», ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, победители региональных этапов Всероссийских конкурсов «Учитель-дефектолог 2020» и «Лучшая инклюзивная школа России 2020».

В рамках конференции был проведен он-лайн опрос о востребованности представленного опыта и результатов исследований. 98% участников высказались о высокой эффективности представленного опыта и его востребованности.

Организаторами конференции было принято решение о публиковании электронного сборника конференции.

Заявки на публикацию принимаются до 20.05. 2020 г.  по адресу roshchinagalinaovsepovna@gmail.com (Заведующий кафедрой инклюзивного образования – Рощина Галина Овсеповна). Тел. 89201207463

        Требования к статьям

Ссылки для просмотра видеозаписи

http://m.mirapolis.ru/m/miravr/9135877477

http://m.mirapolis.ru/m/miravr/6557740044

   

Программа

Приветственное слово

  • Золотарева Ангелина Викторовна, ректор ГАУ ДПО ЯО ИРО, доктор педагогических наук, профессор
  • Пиленкова Ирина Николаевна, заместитель начальника отдела развития общего образования Департамента образования Ярославской области

Ведущие:

  • Серафимович Ирина Владимировна, проректор ГАУ ДПО ЯО ИРО, кандидат психологических наук, доцент.
  • Рощина Галина Овсеповна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой инклюзивного образования ГАУ ЯО ДПО ИРО.
  • Русанова Лилия Сергеевна, кандидат психологических наук, заместитель директора ГОУ ЯО «Центр помощи детям», доцент кафедры инклюзивного образования ГАУ ЯО ДПО ИРО.

Выступления экспертов

  • Мазурова Надежда Владимировна, доктор психологических наук, профессор РГГУ (г. Москва) – по проблеме междисциплинарной комплексной оценки состояния здоровья и развития ребенка, психолого-педагогических способностей и возможностей родителей, других членов семьи
  • Олендарь Наталья Владимировна, кандидат медицинских наук, доцент ЯГМА, советник директора департамента здравоохранения и фармации (г. Ярославль) – по проблеме обеспечения преемственности между Службами ранней помощи и учреждениями здравоохранения и образования, работы государственных медицинских организаций по оказанию ранней помощи детям
    презентация
  • Киселева Татьяна Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент, декан дефектологического факультета ЯГПУ им.К.Д.Ушинского – по проблеме нейропсихологической диагностики детей ранней возраста
    презентация
  • Самарина Лариса Витальевна, директор АНО ДПО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства» (г.Санкт-Петербург) – по проблеме определения потребностей ребенка и семьи на основе выявленных диагностических показателей, разработки индивидуальной программы их коррекции
    презентация
  • Разенкова Юлия Анатольевна, доктор педагогических наук, зав.лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи ФГБНУ Институт коррекционной педагогики РАО - по проблеме организации и функционирования служб ранней помощи детям с ОВЗ
    презентация

Участники дискуссии:

1.  Организация процесса оказания ранней помощи ребенку и всесторонней поддержки членов семьи (Вишнякова Е.А., кандидат педагогических наук, заведующая кафедры специальной педагогики и социальной работы ГАУ ДПО Липецкой области  ИРО).
презентация

2. О ранней психолого-медико-педагогической помощи детям и их семьям в Ярославской области (Шипкова Е.Н., и.о. директора ГОУ ЯО «Центр помощи детям», Русанова Л.С., заместитель директора ГОУ ЯО «Центр помощи детям», кандидат психологических наук, доцент кафедры инклюзивного образования ГАУ ДПО ЯО ИРО).
презентация

3. Интерактивные занятия с родителями детей раннего возраста как одна из  форм работы консультативного пункта дошкольной образовательной организации (Отрошко Г.В., старший преподаватель кафедры инклюзивного образования ГАУ ДПО ЯО ИРО, Головицина Ю.Б,  учитель-логопед МДОУ Детский сад № 4 «Буратино» г. Тутаев).
презентация

4. Сопровождение семей, имеющих детей раннего возраста в условиях малого города. Опыт работы МУ Центр «Стимул» г. Тутаева (Петрова С. А, педагог-психолог МУ Центр «Стимул» г. Тутаева).
презентация

5. Поддержка семей, имеющих детей раннего возраста в условиях консультационного пункта дошкольной образовательной организации (Клочкова Л.В., заведующий МДОУ № 179 г. Ярославль, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» в номинации «Лучший инклюзивный детский сад»в 2020 г.).
презентация

6.  Механизм максимально раннего выявления детей с нарушениями развития (Омарова Г.В., руководитель автономной некоммерческой организации «Центр социальных проектов «Участие», председатель регионального методического объединения педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, координатор Сообщества родителей детей с аутизмом Ярославской области «Участие»).

7. Партнерство с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья  при оказании ранней помощи (Посысоев О.Н.,  к.пс.н., профессор кафедры инклюзивного образования ГАУ ДПО ЯО ИРО)

8.  Организация «Школы будущего первоклассника» для детей с ментальными нарушениями на базе ГОБУ ЯО «Ярославская школа – интернат №6»(Люликова Я.Л., учитель-логопед ГОБУ  ЯО «Ярославская школа-интернат № 6», победитель регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Учитель-дефектолог России" –2020).
презентация

9.  Организация службы ранней помощи детям с ментальными нарушениями развития в условиях консультационного пункта ДОУ. (Кангина К.А., Кокурина Г.В., учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля,призер регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Учитель-дефектолог России" –2020).
презентация