Кафедра инклюзивного образования

Разработки

2019 год

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных организациях: эффективные практики: учебно-методическое пособие / Г. О. Рощина и др.; под общ. ред. Г. О. Рощиной. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 68 с. — (Безопасность жизнедеятельности).

ISBN 978-5-907070-14-1
ISBN 978-5-907070-18-9

Данное пособие посвящено профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся образовательных организаций.

Содержит описание отечественных практик профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, реализуемых в образовательных организациях.

Пособие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, педагогов общего и дополнительного образования, педагогов-психологов, других специалистов сферы образования и культуры. Может быть использовано в практике подготовки и переподготовки педагогических кадров.

2018 год

Допрофессиональная и профессиональная подготовка детей с ОВЗ и инвалидностью во внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие / Г. О. Рощина, О. В. Глазова, Я. В. Репин и др.; под общ. ред. Г. О. Рощиной. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 84 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-15-8

Пособие содержит описание практик и технологий профориентации и допрофессиональной подготовки детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях внеурочной деятельности.

Предназначено для слушателей программы профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по профилю «учитель-дефектолог, олигофренопедагог» по теме: «Внеурочная деятельность детей с ОВЗ и ментальными нарушениями». Может быть использовано в практике подготовки и переподготовки педагогических кадров по вопросам инклюзивного образования, профессионально  ориентационной работы с выпускниками с ОВЗ, ментальными нарушениями во внеурочной деятельности.

Методические рекомендации для учащихся начальной школы и Консультации для родителей, соответствующие сезонным погодным условиям

Рощина Галина Овсеповна, соавтор методических рекомендаций (справка, подтверждающая соавторство)

Эффективные методы и приемы обучения детей с ОВЗ: материалы Декады инклюзивного образования Ярославской области – 2018: практическое пособие / под общ. ред. профессора Н. В. Новоторцевой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 84 с. — (Инклюзивное образование).
ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-907070-04-2

Настоящее издание содержит материалы, разработанные педагогами, обучающими детей с ОВЗ, в рамках Декады инклюзивного образования в Ярославской области 2018 года. В представленных материалах раскрываются различные аспекты коррекционной и образовательной работы с детьми, имеющими ментальные нарушения, тяжелые нарушения речи, расстройства аутистического спектра и др.

Материалы сборника могут быть интересны как педагогам общего образования, так и дефектологам, студентам дефектологических факультетов вузов. Пособие может быть использовано в практике подготовки и переподготовки педагогических кадров по вопросам инклюзивного образования

Психолого-педагогические и медицинские условия инклюзивного образования: практическое пособие ; под общ. ред. Г. О. Рощиной. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 90 с. — (Инклюзивное образование).

ISBN 978-5-906776-28-0

ISBN 978-5-907070-03-5

В пособии описаны специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования, даны рекомендации педагогам образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику.

Практическое пособие предназначено для специалистов образовательных учреждений и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

2017 год

Отрошко Г. В. Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве: учебно-методическое пособие / Г. В. Отрошко. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017 — 56 с. — (Инклюзивное образование).

Настоящее издание посвящено проблемам оказания логопедической помощи различным категориям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательной школе вместе с детьми, не имеющими ограниченных возможностей здоровья. В работе изложены практические рекомендации по организации логопедических занятий с детьми с задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения и слуха. Пособие адресовано учителям-логопедам общеобразовательных школ, администрации, другим участниками службы психолого-педагогического сопровождения процесса получения образования ребёнком

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в инклюзивном образовательном пространстве: методические рекомендации / сост.: И. Г. Назарова, О. В. Чиркун. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017 — 62 с. — (Инклюзивное образование).

ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-906776-78-5

В данных методических рекомендациях освещаются основные вопросы социально-педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования с выделением конкретных функциональных обязанностей специалиста. В приложениях к методическим рекомендациям представлен опыт социальных педагогов образовательных организаций Ярославской области Е. Е. Севериной, Е. А. Ивановой, О. Д. Колобковой, И. А. Тарасовой

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Специфика работы педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве: методические рекомендации / сост. Е. С. Боярова, И. Г. Назарова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 52 с. — (Инклюзивное образование)

В данной работе представлены методические материалы, помогающие организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.

Включены материалы ведущих специалистов региона, имеющих позитивный опыт работы в инклюзивном образовательном пространстве.

Методические рекомендации предназначены для педагогов-психологов, работающих в сфере инклюзивного образования.

 

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Проектирование адаптированной основной общеобразовательной программы образовательной организации, обучающей детей с ограниченными возможностями здоровья : методические рекомендации / сост. : Г. О. Рощина, Л. В. Жаворонкова, Г. В. Отрошко. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 52 с. — (Инклюзивное образование)

В методических рекомендациях, предлагаемых настоящим изданием, раскрываются особенности адаптированной основной общеобразовательной программы образовательной организации, обучающей детей с ограниченными возможностями здоровья, ее структура, механизм разработки.

Рекомендации предназначены для педагогов, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья и адаптированную основную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью.

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Особенности работы учителя-дефектолога в инклюзивной школе : методические рекомендации / сост. Г. В. Отрошко. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 64 с. — (Инклюзивное образование)

Настоящее издание посвящено особенностям работы учителя-дефектолога в условиях инклюзивного обучения детей в общеобразовательной школе. В нем раскрыты основные направления коррекционной работы, обозначены актуальные для представителей этой профессиональной области нормативные аспекты, отражены некоторые содержательные элементы дефектологической работы.

Пособие адресовано учителям-дефектологам общеобразовательных школ, администрации, другим участниками службы психолого-педагогического сопровождения процесса получения образования ребёнком с ограниченными возможностями здоровья.

В приложениях содержатся материалы, разработанные учителями-дефектологами образовательных организаций Ярославской области Е. А. Кургановой, М. А. Гомоль, учителями О. В. Бучиной, Н. В. Мачулиной.

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Посысоев Н. Н.
Взаимодействие образовательной организации с семьей : учебно-методическое пособие / Н. Н. Посысоев. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 132 c. — (Инклюзивное образование)

ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-906776-52-5

В данном учебно-методическом пособии раскрыты основные направления работы образовательной организации с семьей особого ребенка. Систематизированы подходы к диагностике и коррекции родительских позиций и установок, представлены технологии взаимодействия с семьей, направленные на формирование взаимной ответственности, в рамках совместной деятельности по развитию личности ребенка.

Пособие предназначено для педагогов образовательных организаций, разрабатывающих программу взаимодействия с семьями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии; специалистам, оказывающим психолого-педагогическую помощь родителям в обеспечении условий, способствующих компенсации дефекта ребенка и актуализации коррекционных ресурсов семьи.

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

2016 год

История адаптивной физической культуры и спорта : учеб. пособие / сост. А. П. Щербак. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 56 с. — (Инклюзивное образование)

Учебное пособие позволяет изучить мировую и отечественную историю становления адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. Отличие настоящего пособия заключается в комплексном анализе Паралимпийского и Сурдлимпийского движений, Специальной Олимпиады и зарождающегося кибатлона. Информационные материалы отобраны с официальных международных и всероссийских сайтов. Пособие адресовано специалистам в области физической культуры и спорта, работающим с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования: методические рекомендации / cост. : Г. В. Омарова, Г. В. Отрошко, Н. Н. Посысоев; под ред. Г. В. Отрошко — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016 — 68 с. — (Инклюзивное образование)

ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-906776-45-7

В методических рекомендациях, предлагаемых настоящим изданием, раскрываются некоторые вопросы обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы.

В приложениях содержатся практические материалы, которые могут быть интересны широкому кругу читателей: специалистам школьных служб сопровождения детей с ОВЗ, учителям, работающим с такими детьми, администрации школ. В настоящем издании использованы отрывки из дневниковых записей учителя инклюзивного класса школы №72 г. Ярославля Т. Д. Фроловой, иллюстрирующие восприятие педагогом особенностей ребёнка с расстройствами аутистического спектра.


Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании : информационно-методические материалы / Г. О. Рощина, Н. Н. Посысоев, О. Ю. Камакина; сост. :
Е. И. Чешуина, О. В. Иерусалимцева — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 63 с. — (Инклюзивное образование)

В издании представлены методические материалы, помогающие организовать тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях. Информационно-методические материалы рассчитаны на воспитателей, учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов и других специалистов, работающих в сфере инклюзивного образования. Данные материалы разработаны в рамках деятельности научно-педагогической лаборатории инклюзивного образования ГАУ ДПО ЯО ИРО.


Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации: сборник правовых и нормативных документов / Н. С. Усанина, М. Г. Криулева, Г. Л. Шомина, Е. В. Сергеева, Т. В. Бугайчук, О.В. Голстян, И. В. Дуплова, С. В. Луканина, Е. Н. Первунинская, М. В. Михайлова, А. Н. Казанцева. — Электрон. текстовые дан. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 1 Электрон. опт. диск (CD-ROM). — Загл. с этикетки диска.

CD «Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации» разработан в связи с введением инклюзивного образования в практику работы дошкольной образовательной организации РСО.

На CD представлен опыт практической работы региональной инновационной площадки «Разработка и внедрение модели организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» с целью успешной реализации идей инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях РСО.

Материал CD рекомендован руководителям, заместителям руководителей образовательных организаций, воспитателям, специалистам (учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, социальным педагогам), а также родителям детей-инвалидов, детей с ОВЗ.

Отрошко Г. В., Курзакова С. Н. Формирование графических навыков у детей с нарушениями интеллекта: методические рекомендации / Г. В. Отрошко, С. Н. Курзакова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 64 с. (Инклюзивное образование)

Методические рекомендации освещают некоторые вопросы формирования графической составляющей процесса письма у детей с нарушением интеллекта на уроках обучения грамоте, а также на уроках русского языка (письма и развития речи). Приложение содержит практические материалы для использования в обучении детей, которые также могут быть использованы на уроках русского языка в общеобразовательной школе.

Издание адресовано начинающим учителям-дефектологам, олигофренопедагогам, учителям, работающим в инклюзивных классах общеобразовательных школ с детьми с нарушениями интеллекта и с задержкой психического развития, может быть использовано в работе другими заинтересованными участниками образовательного процесса.



Реализуем ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью: нормативно-правовая и методическая база: сборник нормативных документов / Г. О. Рощина, Л. В. Жаворонкова, Г. В. Отрошко, Е. С. Червякова. — Электрон. текстовые дан. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 1 Электрон. опт. диск (CD-ROM). — Загл. с этикетки диска.

Сборник нормативных документов «Реализуем ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью: нормативно-правовая и методическая база» разработан в связи с необходимостью учета нормативных требований и особенностей организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, с введением с 1 сентября 2016 года ФГОС НОО, требований Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015, внедрения инклюзивного образования в РСО.

Сборник нормативных документов «Реализуем ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью: нормативно-правовая и методическая база» включает всю необходимую нормативно-правовую базу (международного, федерального и регионального уровня) и методические рекомендации Министерства образования и науки РФ, тексты стандартов, примерных адаптированных программ для детей с ОВЗ.

Сборник рекомендован руководителям, заместителям руководителей образовательных организаций, классным руководителям, педагогам–психологам и социальным педагогам, а также родителям детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование в терминах и понятиях: словарь-справочник / Г. О. Рощина, Л. В. Жаворонкова, Г. В. Отрошко. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 64 с. (Инклюзивное образование)

ISBN 978-5-906776-28-0

ISBN 978-5-906776-38-9

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

 

 

 


Организация занятий ЛФК для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: методическое пособие / сост. О. А. Никоркина, Г. О. Рощина, О. Ю. Камакина — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 98 с. (Инклюзивное образование)

ISBN 978-5-906776-28-0

ISBN 978-5-906776-29-7

В пособии предлагается подробная характеристика основных средств лечебной физической культуры (физические, гимнастические, спортивно-прикладные, игровые упражнения).

Методическое пособие рассчитано на специалистов лечебной и адаптивной физической культуры, учителей физической культуры, тренеров, студентов профиля «Физкультурное образование».