Адресная поддержка школ с низкими результатами обучения

 

 

История проекта

2009 год - Институтом развития образования ГУ - ВШЭ инициирован  и реализуется в сотрудничестве с образовательными системами грех регионов РФ (Московская и Ярославская области, Республика Карелия) проект «Школы, работающие в сложных социальных контекстах: возможности улучшения результатов».

По результатам анализа статистических данных выделены кластеры проблемных школ; разработан инструментарий социологического обследования и педагогической эволюции для проведения полевого исследования в отобранных школах. Проведен анализ зарубежных подходов к разработке программ scool improvement.

2010 - 2012 годы - проведена диагностика в 19 школах трех регионов. Исследованы особенности контингента школ, работающих в проблемных социальных контекстах, динамики учебных достижений, образовательные стратегии и педагогические технологии, применяемые в школах.

Центром социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ ВШЭ был разработан и апробирован алгоритм идентификации школ, работающих в сложных социальных контекстах и показывающие низкие образовательные результаты. На основании кластеризации по социально-экономическим контекстным характеристикам были отобраны 18 образовательных учреждений.

2012 год - Департаментом образования ЯО и ГОАУ ЯО ИРО был проведен конкурс среди общеобразовательных учреждений, работающих в сложных социальных контекстах на лучшую программу перехода в эффективный режим работы. В результате конкурсного отбора три образовательных учреждения: МОУ СОШ № 40, г. Ярославль, МОУ СОШ №4 «Центр образования», г. Тутаев; Улейминская СОШ Угличского МР получили финансовую поддержку Департамента образования ЯО в виде субсидии (грата) па реализацию программы перехода в эффективный режим работы. Разработаны программы улучшений в пилотных школах.

2013 год - в регионе создана организационная структура, осуществляющая функции методического, экспертно-консультационного сопровождения программ перевода в эффективный режим работы школ, работающих в сложных социальных контекстах. Разрабатываются и реализуются меры по созданию и обеспечению деятельности школьных, межшкольных и межрегиональных обучающихся профессиональных сообществ (в которых педагоги обмениваются профессиональным опытом). Разрабатываются модульные программы повышения квалификации, направленные на повышение компетентности педагогов в области сопровождения и оценки индивидуального прогресса обучающихся, работы с детьми с особыми потребностями, учебными и поведенческими проблемами.

2014 год - обеспечено взаимодействие между участниками в процессе реализации регионального проекта посредством проведения единых методических дней, постоянно-действующего семинара «Шаги на пути к эффективности» по планированию школьных изменений, проведены анализы динамики прогресса по показателям, разработанными ВШЭ, педагогической культуры в каждой школе н даны рекомендации по изменению негативных факторов, реализуется инновационный проект па базе РИП «Построение муниципальной модели методического сопровождения разработки и реализации программ развития образовательных организаций, находящихся в трудных социальных контекстах», разрабатывается методика комплексного анализа деятельности школ по реализации программ перехода школ в эффективный режим работы, организовано межрегиональное взаимодействие (выездные семинары), начала работу межрегиональная школа для управленческих команд (июнь «Летняя школа», на территории Ярославской области), внутри школ создаются школьные команды обучающихся учителей (КОУчи). Происходят изменения в структуре и принципах менеджмента.

2015 год - проводился мониторинг результатов школьных изменений и разработка рекомендаций по дальнейшему продвижению к модели эффективной школы, работает постоянно-действующий семинар «Шаги на пути к эффективности», разработаны механизмы взаимодействия между управленческими структурами муниципального уровня и школами (определение муниципальных координаторов проекта), проведены курсы повышения квалификации для руководителей, чьи учреждения находятся в «ситуации риска» «Разработка программ перехода в эффективный режим работы» и курсы повышения квалификации для школьных команд «ФГОС: проектирование образовательного процесса на основе со-бытийного подхода», проведение обучающих семинаров по применению методик формирующего оценивания и технологии «Исследование урока» (Lesson Study), проведена опенка эффективности и реализации Программ перехода школ в эффективный режим работы среди школ, реализующих программы перехода с 2012 года. Проведен конкурс на лучшую программу перехода школы в эффективный режим работы.

2016 год - сопровождение ШНСУ осуществляется по направлениям:

  • отработка и апробация модели работы школ-консультантов по вопросам школьного импрувмента;
  • разработка и реализация программ повышения квалификации «Управление процессом профессионального развития педагогов ОО»;
  • разработка программ методической поддержки профессионального развития педагогов на уровне школы);
  • разработка критериев и показателей мониторинга оценки образовательных результатов и прогресса учеников;
  • проведение «входной» диагностики показателей качества школьных процессов (для образовательных организаций, новых участников проекта);
  • реализация и коррекция программ улучшений

2017 год - сопровождение ШНСУ осуществляется по направлениям:

  • разработка подходов к определению «миссии» каждой школы – участника проекта с учетом контингента детей, социально-экономического статуса семей обучающихся и средой, в которой находится школа и заключение на этой основе эффективного контракта с руководителем;
  • разработка аналитических материалов по результатам проведенных исследований;
  • разработка сборника научно-практических материалов по результатам апробации модели «Эффективная школа»:
  • составление отчета по результатам, полученным в ходе реализации проекта;
  • тиражирование эффективных практик

2018-2019 годы – задачи сопровождения ШНСУ:

  1. Развитие инфраструктуры поддержки школ в разработке и реализации программ перехода в эффективный режим работы, в том числе через создание инфраструктуры поддержки на муниципальном уровне:
    1.1 Создание условий и поддержка участия школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях, в конкурсах и проектах регионального и муниципального уровнях.
  2. Разработка и совершенствование системы научно-методического сопровождения реализации программ перехода школы в эффективный режим работы:
    2.1. Создание и сопровождение деятельности профессиональных обучающихся сообществ на школьном, муниципальном и региональном уровнях;
    2.2  Разработка и реализация программ повышения квалификации (стажировки) руководителей и педагогов ОУ, работающих в неблагоприятных социальных условиях;
  3. Создание системы мониторинга качества школьных процессов, в том числе учебных достижений учащихся и повышения профессиональной компетентности педагогов, на школьном, муниципальном и региональном уровнях:
    3.1 Идентификация школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
    3.2 Проведение мониторингов реализации региональной и муниципальных программ поддержки школ (входного, промежуточного, итогового) в отношении школ, вошедших в региональную программу на соответствующий год