Центр развития профессионального образования

Разработки

Выборнов, В. Ю., Сатарина, Г. Г.
Инновационные подходы к организации стажировки руководящих работников профессиональных образовательных организаций : практическое пособие /
под ред. В. Ю. Выборнова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 72 с. — (Ярославская область — пространство профессиональных возможностей).

ISBN 978-5-906776-41-9
ISBN 978-5-907070-28-8

Практическое пособие подготовлено в целях оказания содействия образовательным организациям в проектировании программ стажировки руководящих работников с учетом требований профессионального стандарта «Руководитель профессиональной образовательной организации». Пособие включает анализ нормативных и методических основ проектирования программ стажировки на основе компетентностного подхода, образец примерной программы, глоссарий. Пособие содержит авторский подход к определению содержательных компонентов образовательной программы с пояснениями к их наполнению.

Практическое пособие предназначено для специалистов органов управления профессиональным образованием, работников системы дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организаций.

 

Выборнов В. Ю., Сатарина Г. Г.
Проектирование программ профессионального обучения на основе профессионального стандарта : практическое пособие /
В. Ю. Выборнов, Г. Г. Сатарина ; под ред. В. Ю. Выборнова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 60 с. — (Ярославская область — пространство профессиональных возможностей).

ISBN 978-5-906776-41-9
ISBN 978-5-907070-29-5

Ускоренное профессиональное обучение граждан на основе реализации краткосрочных (коротких) практико-ориентированных образовательных программ (до 6 месяцев) на основе профессиональных стандартов является одним из стратегических направлений развития системы подготовки квалифицированных кадров. Практическое пособие подготовлено в целях оказания содействия образовательным организациям по проектированию программ профессионального обучения на основе профессионального стандарта. Пособие включает анализ нормативных и методических основ проектирования программ профессионального обучения, макет программы, глоссарий, образцы учебных планов для различных видов профессионального обучения с учетом требований профессиональных стандартов. В пособии предложен авторский подход к определению содержательных компонентов образовательной программы с пояснениями к их наполнению.

Пособие предназначено педагогическим коллективам и сотрудникам образовательных организаций, обеспечивающих профессиональное обучение граждан, а также может быть интересно научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам и специалистам, интересующимся разными аспектами данной проблемы.

Региональная модель практико-ориентированной (дуальной) подготовки квалифицированных кадров: практическое пособие / под ред. В. Ю. Выборнова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 88 с. — (Ярославская область — пространство профессиональных возможностей).

ISBN 978-5-906776-41-9
ISBN 978-5-907070-30-1

Целью данного практического пособия является разработка организационно-методического обеспечения реализации практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки кадров в Ярославской области. В пособии дано понятие «дуальная группа», определены содержание, условия, механизмы управления, участники пространства распространения дуальной подготовки в регионе. В приложениях 1, 2 представлены матричная и схематическая формы модели.

Практическое пособие предназначено для специалистов органов управления образованием, методических органов, профессиональных образовательных организаций, кадровых служб предприятий, учреждений, организаций региона.

Информационно-методическое письмо «Об организации образовательного процесса по учебной дисциплине «Астрономия» в образовательных организациях СПО»
Текст письма

   

Региональная модель практико-ориентированной (дуальной) подготовки квалифицированных кадров: практическое пособие / под ред. В. Ю. Выборнова; — Электрон. текстовые дан. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 88 с. — (Ярославская область — пространство профессиональных возможностей).

Целью данного практического пособия является разработка организационно-методического обеспечения реализации практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки кадров в Ярославской области. В пособии дано понятие «дуальная группа», определены содержание, условия, механизмы управления, участники пространства распространения дуальной подготовки в регионе. В приложениях 1, 2 представлены матричная и схематическая формы модели.

Практическое пособие предназначено для специалистов органов управления образованием, методических органов, профессиональных образовательных организаций, кадровых служб предприятий, учреждений, организаций региона

Инновационные модели развития региональной системы профессионального образования. Часть 1. Инновационные механизмы прогнозирования кадрового обеспечения региональной экономики : методическое пособие / под ред. В. Ю. Выборнова; сост. В. Ю. Выборнов.  — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 130 с. — (Ярославская область — пространство профессиональных возможностей).

ISBN 978-5-906776-41-9
ISBN 978-5-907070-09-7

Методическое пособие «Инновационные механизмы прогнозирования кадрового обеспечения региональной экономики является первой частью цикла методических материалов «Инновационные модели развития региональной системы профессионального образования». Пособие представлено двумя разделами.

Методическое пособие предназначено для работников органов управления профессиональным образованием, методических органов, профессиональных образовательных организаций.

Инновационные модели развития региональной системы профессионального образования. Часть 2. Моделирование инновационных форм управления профессиональным образованием : методическое пособие/ под ред. В. Ю. Выборнова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 278 с. — (Ярославская область — пространство профессиональных возможностей).

ISBN 978-5-906776-41-9
ISBN 978-5-907070-10-3

Методическое пособие «Моделирование инновационных форм управления профессиональным образованием» является второй частью серии методических материалов «Инновационные модели развития региональной системы профессионального образования». Пособие представлено четырьмя разделами, каждый из которых имеет обособленное от других содержание.

Методическое пособие предназначено для работников органов управления профессиональным образованием, методических органов, профессиональных образовательных организаций.

Инновационные модели развития региональной системы профессионального образования. Инновационные практики развития профессионального образования региона. Часть 3 : методическое пособие / под ред. А. В. Золотарёвой, И. В. Лободы, В. Ю. Выборнова; сост. В. Ю. Выборнов. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 218 с. — (Ярославская область — пространство профессиональных возможностей).

ISBN 978-5-906776-41-9
ISBN 978-5-907070-11-0

Методические разработки выполнены в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы по направлению «Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации», а также в рамках реализации мероприятий областной целевой программы «”Модернизация профессионального образования в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики Ярославской области” на 2013–2015 годы».

Пособие предназначено для специалистов органов управления образованием, методических органов, профессиональных образовательных организаций.

Преподавание истории в СПО: трудные вопросы:сборник практических работ/ сост. И.В.Задорожная, Н.В.Страхова. —Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. —95с.—(Ярославская область —пространство профессиональных возможностей).

В сборнике представлены материалы, разработанные преподавателями истории профессиональных образовательных организаций Ярославской области. Статьи посвящены изучению двадцати трудных вопросов Отечественной истории, выделенных в Концепции историко-культурного стандарта, идостижению планируемых предметных результатов.Издание адресовано преподавателям истории организаций среднего профессионального образования и специалистам, интересующимся разными подходами к изучению трудных вопросов Отечественной истории.

Текст издания

Стажировка педагогических работников профессиональных образовательных учреждений в профильных организациях по инновационным направлениям деятельности: инструктивно-методическое издание / под общей ред. Л. Н. Харавининой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 99 с. — (Ярославская область — пространство профессиональных возможностей).

Пособие включает в себя комплект организационно-методических материалов по обеспечению проведения стажировки педагогических работников профессиональных образовательных учреждений в профильных организациях (в том числе базовых центрах Ворлдскиллс) по инновационным направлениям деятельности. Содержание пособия отражает основные положения и подходы реализации дополнительной образовательной программы стажировки в условиях производства и требования профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

В содержании пособия раскрываются задачи, функционал участников и система организации стажировки как формы повышения уровня профессионального развития педагогических работников, представлены рекомендации по выполнению заданий стажировки, образцы оформления документов.
Содержание

Актуальные направления образовательной деятельности организаций среднего профессионального образования: сборник материалов учебно-методических семинаров / сост. Л. Н. Харавинина, И. В. Задорожная; — Электрон. текстовые дан. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 109 с. — (Ярославская область — пространство профессиональных возможностей).

В сборнике представлены материалы выступлений по актуальным направлениям развития системы профессионального образования участников учебно-методических семинаров в рамках работы областных учебно-методических объединений Ярославской области: преподавателей общеобразовательных дисциплин, методистов или ответственных за методическую работу в образовательных организациях, преподавателей и мастеров профессионального обучения. Статьи посвящены поиску теоретических оснований и обобщению инновационного педагогического опыта реализации актуальных задач среднего общего и профессионального образования.

Издание адресовано методистам, научным и педагогическим работникам организаций среднего профессионального образования, аспирантам, студентам и специалистам, интересующимся разными аспектами данной проблемы.

Текст пособия

Методика распределения профессий и специальностей среднего профессионального образования по стоимостным группам профильных нормативных затрат на оказание государственных услуг в профессиональных образовательных организациях, функционально подчиненных департаменту образования Ярославской области: практическое пособие / сост. Г. Г. Сатарина; под ред. В. Ю. Выборнова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 46 с. — (Ярославская область — пространство профессиональных возможностей)

Практическое пособие подготовлено с целью установления оснований для увеличения объемов финансового обеспечения дополнительной потребности в средствах областного бюджета на оказание государственных услуг в профессиональных образовательных организациях, функционально подчиненных департаменту образования Ярославской области, с учетом специфики профессий и специальностей.

Практическое пособие предназначено для специалистов органов управления образованием, методических органов, профессиональных образовательных организаций, кадровых служб предприятий, учреждений, организаций региона.

Формирование эффективной модели регионального ресурсного центра профессионального образования : методическое пособие / под ред. В. Ю. Выборнова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 128 с. — (Ярославская область — пространство профессиональных возможностей).

ISBN 978-5-906776-41-9
ISBN 978-5-906776-86-0

Методическое пособие подготовлено в целях обобщения опыта деятельности ресурсных центров профессионального образования, созданных на базе профессиональных образовательных организаций Ярославской области. В пособии дан анализ типологии ресурсных центров, их назначения, представлен перечень критериев их эффективности. Раскрыты механизмы формирования эффективной модели ресурсного центра, предложены варианты лучших практик. В приложении даны проекты нормативных правовых документов, регла-ментирующих деятельность ресурсного центра.

Методическое пособие предназначено для специалистов органов управления образованием, методических органов, профессиональных образовательных организаций, кадровых служб предприятий, учреждений, организаций региона. Надеемся, что данные материалы обогатят представления о современной практике дошкольного образования и позволят достичь оптимальных результатов в профессиональной деятельности.

Показатели эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций Ярославской области и их руководителей: практическое пособие / сост. : Выборнов В. Ю., Сатарина Г. Г. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 86 с. — (Ярославская область — пространство профессиональных возможностей)

ISBN 978-5-906776-41-9
ISBN 978-5-906776-42-6

В практическом пособии представлены разработанные учеными и практиками профессионального образования Ярославской области материалы по оценке эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций и их руководителей: показатели эффективности, формы предоставления отчётов, инструкции по их заполнению, нормативные документы, утверждающие порядок оценки эффективности деятельности.

Практическое пособие предназначено для специалистов органов управления образованием, методических органов, работников профессиональных образовательных организаций.


  

Харавинина Л.Н. Макет программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) на основе профессионального стандарта для лиц с ограниченными возможностями здоровья: практическое пособие / Л.Н. Харавинина; под общ. ред. В.Ю. Выборнова – Рыбинск: ГПОУ ЯО Рыбинский колледж городской инфраструктуры, 2017. –  -44 с. 

  

Инновационные механизмы развития региональной системы профессионального образования: сборник материалов межрегионального семинара / под общей редакцией Г.Г. Сатариной, Л.Н. Харавининой — Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2015. — 80 с

 

 

Практическое пособие для работников органов управления профессиональным образованием, методических органов, профессиональных образовательных организаций, кадровых служб предприятий, учреждений, организаций региона «Региональная модель практико-ориентированной (дуальной) подготовки квалифицированных кадров».
Практическое пособие подготовлено в целях разработки организационно-методического обеспечения реализации практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки кадров в Ярославской области. В пособии дано понятие «дуальной группы», определено содержание, условия, механизмы управления, участники пространство распространения дуальной подготовки в регионе. В приложении представлены матричная и схематичная форма модели.

Методические рекомендации для работников профессиональных образовательных организаций «Макеты учебных планов по реализации в профессиональных образовательных организациях Ярославской области основной общеобразовательной программы основного общего образования  для лиц, принятых на обучение на базе 8 классов общеобразовательных организаций».
Методические рекомендации подготовлены в целях оказания содействия профессиональным образовательным организациям Ярославской области по реализации образовательных программ основного общего образования на основе федерального государственного образовательного стандарта.

Статьи

  1. Харавинина, Л.Н. Программы и проекты в сфере профессионального образования, реализуемые с участием кафедры профессионального образования// Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». - Ч.1. – Ярославль: РИО  ЯГПУ, 2016. – с. 239-244
  2. Харавинина, Л.Н. Сопровождение инновационных процессов развития  региональной системы профессионального образования в деятельности кафедры/ Новые кадры для экономики региона: тенденции, вызовы, решения: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием - Кострома, КИРО,  2016. - с. 189-192.
  3. Харавинина, Л.Н.  Модернизация содержания программ повышения квалификации для специалистов профессионального образования  как фактор продвижения инклюзивного образования в региональной системе образования// Актуальные вопросы организации обучения детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: сборник статей конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского / cост. Посысоев Н. Н. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017, с.159-162.
  4. Харавинина, Л.Н.  Сопровождение пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена в колледжах ярославской  области / Современная система профессионального образования: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции - Кострома, КИРО,  2017. - с. 148-150.
  5. Харавинина, Л.Н. Ключевые направления дополнительного профессионального образования педагогических работников среднего профессионального образования // Образовательная панорама: Ярославская область: пространство образовательных возможностей. ГАУДПО ЯО ИРО. №2 (8), 2017. – c.73-76.
  6. Харавинина, Л.Н. Развитие профессиональных компетенций педагогических работников профессионального образования в конкурсном движении / Новые кадры для экономики региона: тенденции, вызовы, решения: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. – Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2018. – с. 177 - 180
  7. Харавинина, Л.Н.  Движение WORLDSKILLs – новый вектор развития современной системы профессионального образования //Актуальные направления образовательной деятельности организаций среднего профессионального образования: Сборник материалов учебно-методических семинаров / сост. Л.Н. Харавинина, И.В. Задорожная – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017.  – с. 107-112.
  8. Харавинина, Л.Н. Практико-ориентированный подход в организации дополнительного профессионального образования педагогических работников системы СПО // Актуальные вопросы непрерывного профессионального образования: сборник материалов / под науч. ред. М.В. Новикова. - Ярославль: РИО  ЯГПУ, 2018. – с. 36-39. Режим доступа: http://yspu.org/images/0/02/%D0%94%D0%9F%D0%9E_10_%D0%98%D1%82%D0%BE%D0%B3.pdf 
  9. Харавинина, Л.Н.  Организация стажировки  педагогических работников профессиональных образовательных организаций по инновационным направлениям// Евразийский  образовательный  диалог: материалы  международного форума/ под ред. И.В.Лободы, А.В. Золотаревой. — Электрон. текстовые дан.—Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018 c. 287-291 Режим доступа: http://forum.yar.ru/fileadmin/obr_forum1/2018/priv/sbornik-forum2018.pdf 
  10. Харавинина, Л.Н. Совершенствование персонифицированных моделей повышения квалификации педагогических работников среднего профессионального образования // Модернизация среднего профессионального образования с учетом потребностей региональной экономики и социальных инноваций: материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках деловой программы IV регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) Курской области (30-31 октября 2018 г.)/под общ. ред. О.В. Соболевой, Н.Н. Травкиной, Т.И. Агищевой. – Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2018 г. – 233 с. – С. 28-32