Кафедра общего образования

27 ноября 2025года в школах Российской Федерации, Таджикистана и Белоруссии прошла масштабная образовательная акция «День единого текста». На участие в акции подали заявки 352 учреждения.

Мероприятие, организованное с целью повышения функциональной грамотности и интереса школьников к обучению, объединило тысячи учеников и педагогов.

Уникальность акции заключалась в метапредметном подходе: один текст становился основой для занятий по разным дисциплинам — русскому языку, литературе, истории, математике, — позволяя рассмотреть тему с разных сторон.

Тексты были разные, но центральной фигурой для изучения в 10-11 классах стал Александр Чичкин, выходец из Ярославской области, «молочный король» России, чья предпринимательская и общественная деятельность послужила примером служения стране и развития региона.

Многие школы участвовали впервые, но единогласно отметили высокий интерес со стороны как детей, так и учителей.

Ключевые результаты и впечатления

  • Повышение мотивации учеников. Как отметили в гимназии №1 Костромы, выпускники, ожидавшие «развлечений», с головой погрузились в сложную, но увлекательную работу. А в Галиче семиклассник воскликнул: «Теперь я знаю, зачем надо идти в школу!» — что стало для педагогов высшей оценкой.
  • Развитие функциональной грамотности. Учителя из школы №407 Санкт-Петербурга подчеркнули, что предложенные материалы позволили отработать почти все направления функциональной грамотности в процессе живого и интересного для детей разговора.
  • Творческий подход и метапредметность. Педагоги оценили возможность совместной подготовки занятий. В лицее №3 г. Галича учителя «творили», добавляя к предложенным материалам свои наработки, а в школе №24 г. Чебоксар отметили компетентностный подход разработок.
  • Выход за рамки урока. Тематические тексты побуждали детей к глубоким размышлениям. В Санкт-Петербурге ученики, говоря о хлебе, вышли на обсуждение блокадного Ленинграда и многообразия хлеба в разных культурах. В Дебальцево школьники сделали важный вывод, что славу Отечеству можно приносить не только на военном, но и на мирном поприще.

Акция «День единого текста» вновь доказала свою эффективность как инструмент для пробуждения у школьников интереса к знаниям, истории своей страны и критическому мышлению. Опыт, эмоции и методические находки, полученные в этот день, станут прочной основой для дальнейшей работы педагогов.

Институт развития образования благодарит всех участников и желает дальнейших творческих успехов! Надеемся, что в следующем году география и количество участников акции станут еще шире.

Найти информацию о том, как прошел «День единого текста», полистать фотоальбомы можно на сайтах образовательных организаций, принимавших участие в мероприятии:

  • Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Ростовский образовательный комплекс №4» https://vk.com/wall-186480706_7052

Отзывы участников Акции «День единого текста»

«Школа 27 Симферополя впервые участвовала в акции. Мы рады, что присоединились к такому интересному проекту. Были волнения: все ли получится, будет ли интересно детям, справятся ли педагоги... Но все прошло отлично! История молочного короля Чичкина была изучена на всех уроках в 10 классе. Вдумчивая работа с текстом, опыты, исследования, даже проба молока и ацидофилина - всё пролетело как один миг. Не было скучно, не было и просто, но очень интересно. Собравшись в конце дня, педагоги уже начали планировать, как такой вид работы можно использовать в дальнейшем. Очень удачно уроки вписались в нашу школьную неделю функциональной грамотности. Впереди еще 8 класс. Крым с вами!»

* * *

Кострома, Гимназия 1. Проводили День единого текста в обоих 11 классах, так как расписание было подходящее. Выпускные классы у нас небольшие по численности, и мы решили их объединить. День прошёл плодотворно, интересно, познавательно, но.., как оказалось, вначале было непросто нашим одиннадцатиклассникам. Они ждали развлечений, лёгкой работы, когда не нужно глубоко размышлять, анализировать информацию. Решили, что их сегодня учителя будут веселить, приглашая на мероприятие «День единого текста». После 1 урока русского языка стало понятно, что предстоит непростая работа, связанная с осмыслением информации. Наши выпускники справились и определили для себя главные пути к успеху, вдохновившись деятельностью А. В. Чичкина. Спасибо за предоставленные материалы!»

* * *

Галич, МОУ лицей №3.

«У нас нет возможности провести уроки в один день. ОУ достаточно большое, почти 1000 детей. Мы ещё 2-ой год на капитальном ремонте, учимся не у себя. Как говорится, в гостях другой школы))). Но …Ваша акция — это лучик света в нашем «тёмном царстве» капитального ремонта. Все взбодрились!!! Оживились! Засуетились!!! Учителя волнуются, к каждому вашему предложенному материалу что-то добавляют своё, творят. Детки просят все дни такие!!! «Теперь я знаю, зачем надо идти в школу!» - восхищённый ответ семиклассника после всех уроков, которые прошли в рамках Акции. Это ли не чудо! Теперь и мы, учителя, знаем, как Зажечь СВЕТ ЗНАНИЙ! Эмоций так много!

* * *

 

Мы школа № 407 Пушкинского района Санкт- Петербурга сегодня приняли участие в Акции. Огромное спасибо организаторам за вдохновение и идею! Тематический принцип подбора материала к урокам стараемся использовать, но вот так, чтобы подготовка к урокам и сами занятия проводились содружеством педагогов, этот опыт был впервые.

Дополнили занятия разговором о хлебе блокадного Ленинграда. В Музее хлеба ребята предложили показывать прежде всего кусочек хлеба, сделанного по блокадному рецепту, как напоминание о тех страшных событиях. Дети с интересом выполняли задания на всех уроках. Особый интерес и оживление вызвал вопрос, который сформулировал один из учеников на уроке русского языка: «Что было бы, если бы не было в истории того раба-египтянина?» Ребята сами вышли на тему, как по-разному представлен привычный для русских хлеб в других национальных культурах. Очень понравилось, что завершающим этапом работы с текстом стала работа в формате итогового собеседования, совершенствовать навыки во время разговора на интересную тему, как сказали ребята, легко и увлекательно. В качестве домашней работы ребята получили задание узнать название и автора репродукции и составить монологическое высказывание о художнике. Огромное спасибо организаторам за идею, за вдохновение.

В 8 классе жду с нетерпением, когда начну проверять сочинения ребят. На уроках рассуждали о чуткости к ближнему, способности проявлять благодарность. Ребята вспомнили про Карла Ивановича и его наставления Николеньке. О существовании Международного дня спасибо никто из ребят не знал, информация о том, что такие серьезные организации стоят у истоков идеи праздника, заставила ребят о многом призадуматься. После урока математики они вообще по-новому взглянули на текст. Очень впечатлил ребят тот факт, что благодарность можно записать с помощью чисел и изобразить графически. Технология работает! Уроки по-настоящему увлекли и детей, и учителей. Замечательно, что предметные учебные навыки отрабатывались в процессе интересного для детей разговора. Предложенные материалы позволили работать почти по всем направлениям функциональной грамотности. Принимаем с ребятами и родителями участие в благотворительной деятельности, после проведенных уроков интерес к ней очень возрос, как вовремя попался нам текст! Благодарим организаторов Акции!»

* * *

 

«Впервые приняли участие в акции. Метапредметность и компетентностный подход разработок занятий очень понравились учителям. Учащимся было интересно работать с текстами: узнали много нового, вспомнили примеры из литературы и жизни.

Учащиеся 9 классов проверили свою готовность к устному собеседованию: читали текст, пересказывали, описывали картинку «Жатва» и отвечали на вопросы.

Обучающиеся 11 класса обсудили особенности развития региона, вспомнили о меценатах, людях, внесших большой вклад в развитие страны в разные исторические периоды.

Благодарим организаторов Акции за интересные идеи и желаем всем творческих успехов!» (Чувашская Республика, г. Чебоксары, МБОУ «СОШ №24»)

* * *

 

ДНР, г. Дебальцево, ГБОУ «Школа №6 им. Н.Я. Ильина г.о.Дебальцево»

Приняли участие впервые, но педагогам и детям очень понравилось.

Текст содержательный и воспитывающий: ребята отметили (да и педагоги), что в первый раз слышат имя А.Чичкина. Провели параллель с Годом защитника Отечества и сделали вывод, что не только на военном поприще можно приносить славу стране.

Метапредметный подход позволил с разных сторон рассмотреть одну и ту же информацию.

Уроки были организованы как с классом, так и в группах, интерактивно.

Спасибо за идею и приобщение к культуре и истории России!»