Издательский центр

В сентябре-декабре 2023 г. в издательском центре вышли новые издания:

Серафимович И. В., Отрошко Г. В., Таттыбаева Е. В.
Социально-психологическое сопровождение конкурсного движе-ния как формата непрерывного профессионального образования: практикум
/ И. В. Серафимович, Г. В. Отрошко, Е. В. Таттыбаева. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — 62 c. – (Развитие кадрового потенциала)
ISBN 978-5-906776-36-5
ISBN 978-5-907070-98-1
Практикум является составляющей частью учебно-методического комплекта, приложением к учебно-методическому по-собию «Конкурсное движение как формат непрерывного профессио-нального образования: социально-психологическое сопровождение». Практикум включает задания на само- и социрефлексию, самооценку, оценку метакогнитивных особенностей личности – знаний о своих знаниях. Основная задача практикума – интеграция практических зада-ний для до- и постконкурсного социально-психологического сопро-вождения потенциальных и актуальных участников конкурсов про-фессионального мастерства, преодоления профессиональных дефици-тов и повышения ресурсных возможностей педагогов.
Текст издания

Серафимович И. В., Бобылева Н. И.
Социально-психологические особенности наставничества как вида деятельности: учебно-методическое пособие
/ И. В. Серафимович, Н. И. Бобылева.— Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — 162 с. — (Разви-тие кадрового потенциала)
ISBN 978-5-906776-36-5
ISBN 978-5-907070-99-8
Данное учебно-методическое пособие посвящено феномену наставничества, ко-торый в настоящее время получил новый импульс развития. Наставничество становится образовательным трендом современности, действенным механизмом развития кадрового потенциала организации, представляет собой одну из основ корпоративной культуры и может позиционироваться как эффективный инструмент решения задач национального проекта «Образование».
Авторский подход предполагает, что наставничество в системе «взрослый-взрослый» может рассматриваться по своей внутренней структуре и содержанию как ме-тадеятельность, как деятельность со «своей деятельностью» и «деятельностями других».
Уделено особое внимание социально-психологическому и методическому сопро-вождению наставнической деятельности. Пособие включает в себя учебные, информаци-онные и методические материалы, практические рекомендации и психологические зада-ния. Задания направлены на приобретение навыков эффективной неформальной комму-никации, построению делового общения, преодолению потенциальных конфликтов и не-допонимания в наставнической паре, навыков работы в наставнической паре. Описаны способы адресной поддержки взрослых участников образовательных отношений, подня-ты вопросы этики и культуры наставничества.
В данном пособии представлен также разнообразный региональный опыт созда-ния и реализации практик наставничества в разных сферах образования Ярославской об-ласти: в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных организаци-ях, учреждениях дополнительного образования, методических службах.
Содержание учебно-методического пособия может быть полезно как педагогам различного профиля, руководителям образовательных организаций, специалистам муни-ципальных методических служб, педагогам-психологам, так и студентам учреждений высшего и среднего профессионального образования, обучающимся по психолого-педагогическим специальностям.
Текст издания

Проектирование учебно-программной документации мастером производственного обучения : методические рекомендации / сост. Т. Е. Кузьмина. — Электрон. текстовые дан. (1,01 Мb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — Текст : электронный. — (Ярославская об-ласть-пространство профессиональных возможностей).
В методических рекомендациях рассматриваются основы проектиро-вания образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях мастером производственного обучения. Содержание мето-дического пособия базируется на материалах учебного пособия «Методи-ка профессионального обучения» под общей редакцией В. И. Блинова для мастеров производственного обучения и наставников на производстве, рекомендациях федерального государственного бюджетного образова-тельного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования».
Рекомендации адресованы мастерам производственного обучения профессиональных образовательных организаций, а также работникам методических служб.
Текст издания

Программно-методическая продукция и порядок её разработки: методическое пособие / Л. А. Жибарева. – Электрон. текстовые дан. (1,12 Mb). – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. – Текст : электронный.— (Подготовка кадров для сферы дополнительного образования детей).
Методическое пособие разработано с учётом правовых норм законодательства Российской Федерации и направлено на оказание методического и информационного сопровождения педагогических работников организаций дополнительного образования детей. Материалы пособия могут быть полезны также более широкому кругу читателей, использующих в своей деятельности программно-методические материалы.
В данном пособии обобщён теоретический материал по тематике создания различных видов программно-методической продукции, а также представлен практический опыт автора. Пособие знакомит с понятиями и определениями в рамках обозначенной темы, раскрывает характерные особенности основных видов программно-методических материалов, акцентирует внимание на специфику их разработки. Программно-методические материалы, представленные в приложениях, успешно реализуются в ряде образовательных организаций Ярославской области и высоко оценены на многих всероссийских конкурсах методических материалов.
Текст издания

Киселева Н. В. Организация деятельности общеобразовательных организаций, имеющих в составе обучающихся детей иностранных граждан и детей с миграционной историей, слабо владеющих русским языком: методические рекомендации для учителей русского языка / Н. В. Киселева. — Электрон. текстовые дан. (1,01 Mb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В методических рекомендациях раскрываются основные подходы к созданию комфортной языковой образовательной среды для ребенка, слабо владеющего русским языком. Предлагаются варианты организации работы по обучению русскому языку во внеурочное время, описываются возможности дополнительного образования. Чтобы легче было ориентироваться в учебниках, учебных и учебно-методических пособиях, после каждой части пособия предлагается список литературы.
Материалы будут полезны учителям русского языка, руководителям образовательных организаций.
Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей (логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Киселева Н. В. Курс внеурочной деятельности «Код текста» : учебно-методический комплект / Н. В. Киселева. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — 18 c. : + CD (123 Mb) – (Федеральные государственные образовательные стандарты). 

ISBN 978-5-906776-43-3

ISBN 978-5-6048641-0-4

Учебно-методический комплект курса внеурочной деятельности «Код текста» предназначен для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования, и включает общую характеристику, место в учебном плане, основные подходы к отбору содержания, основные содержательные линии, тематическое и поурочное планирование.

Приложением к учебно-методическому комплекту служат сценарии занятий, презентации и дополнительный материал.
Текст издания

Текст. Образование. Коммуникация : функциональная грамотность как основа развития российского образования: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции с международным участием (г. Ярославль, 5 апреля 2023 г.) / под общ. ред. Н. В. Лукьянчиковой, Е. Н. Мартыновой, Н. В. Страховой. — Электрон. текстовые дан. (3,7 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-6048641-1-1
Издание представляет собой сборник материалов научно-практической конференции с международным участием «Текст. Образование. Коммуникация: функциональная грамотность как основа развития российского образования», которая проводилась в ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» в рамках научно-просветительского марафона, посвященного Году педагога и наставника.
В статьях рассмотрены актуальные проблемы работы с разнообразными текстами, в том числе художественными, на разных уровнях образования (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование), возможности работы над формированием функциональной грамотности.
Материалы представляют интерес для научного сообщества, учителей, студентов вузов, а также широкого круга читателей.
УДК
Содержание