Кафедра общего образования

5 апреля 2023 г. состоялась научно-практическая конференция с международным участием «Текст. Образование. Коммуникация: функциональная грамотность как основа развития российского образования».

Конференция стала завершающим событием образовательно-просветительского марафона, посвященного Году педагога и наставника, который проходит в Ярославской области в марте-апреле 2023 года.
Организаторами мероприятия выступили сотрудники кафедры общего образования ГАУ ДПО ЯО ИРО при поддержке сотрудников Музея истории города Ярославля имени В.Г. Извекова и Управления образования Угличского муниципального района.
В работе конференции приняли участие ученые из КНР, Республики Беларусь, Узбекистана. Российская Федерация была представлена специалистами из Республики Адыгея, Республики Дагестан, Удмуртской республики, Краснодарского края, Камчатского края, Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Белгородской, Воронежской, Мурманской, Новгородской, Пензенской, Ульяновской и Ярославской областей. Всего на конференции было 331 подключение, 40 участников выступили с докладами в очном режиме.
Главной темой конференции стала функциональная грамотность обучающихся. В ходе пленарного заседания обсуждались традиционные духовно-нравственные ценности как фундамент российской педагогической модели (Багдасарян Вардан Эрнестович (Россия, Московский государственный областной университет, декан факультета истории, политологии и права, доктор ист. наук, профессор); опыт сравнительного изучения и преподавания русской и белорусской литературы второй половины ХХ века (Крикливец Елена Владимировна (Республика Беларусь, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, заведующий кафедрой литературы, доктор филол. наук, доцент); роль журнала  «Мир русскоговорящих стран» как международной платформа для научного сотрудничества (Болдырева Елена Михайловна (Китайская Народная Республика, Институт иностранных языков Юго-Западного университета, доктор филол. наук, профессор); жанровое и композиционное своеобразие  поэзии Р. Гамзатова (Муртузалиева Екатерина Абдулмеджидовна (Дагестан, Дагестанский государственный университет, канд. филол. наук, доцент);  сакральные тексты в культуре Ярославля (Юрьева Татьяна Владимировна (Россия, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», кафедра журналистики и медиакоммуникаций, доктор культурологии, профессор). Особое внимание было уделено вопросам наставничества в русской средневековой культуре (Горшкова Виктория Викторовна (Россия, Ярославский художественный музей, заведующий отделом древнерусского искусства, канд. истор. наук.  заслуженный работник культуры РФ). Оксана Сергеевна Нагорная (Россия, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», доктор ист. наук, профессор) рассказала о возможностях школьных музеев как пространства для развития функциональной грамотности.
На первой секции «Функциональная грамотность как интегрирующий компонент образовательного процесса (гуманитарные дисциплины)» речь шла о приемах развития функциональной грамотности обучающихся при работе с разными видами и типами текст.    Секция 2. «Функциональная грамотность как интегрирующий компонент образовательного процесса (естественно-математические дисциплины) и роль наставничества в подготовке молодых специалистов» была посвящена вопросам формирования образовательного пространства и его влияния на развитие функциональной грамотности не только обучающихся, но и молодых педагогов. Доклады, прозвучавшие на третьей секции «Обучение на русском языке: аксиологическая составляющая», были связаны с выявлением ценностного потенциала преподавания на русском языке в современных условиях. Ученые, выступавшие с докладами на секции 4. «Работа с текстом в аспекте формирования функциональной грамотности на уровне начального общего образования», рассказывали об особенностях формирования функциональной грамотности в начальной школе. 

 В рамках научно-практической конференции с международным участием «Текст. Образование. Коммуникация: функциональная грамотность как основа развития российского образования» была представлена Секция 5. Молодые ученые – школе. Данная секция работала в очном формате на базе Музея истории города Ярославля им. В.Г. Извекова. Руководителем секции выступила ученый секретарь музея кандидат исторических наук Козлова Светлана Юрьевна, которая и погрузила молодых ученых в мир образовательного пространства музея. Светлана Юрьевна акцентировала внимание участников конференции на музейных уроках, показав их образовательный потенциал. В свою очередь, молодые ученые выступили с сообщениями об использовании текстов в школе.