Центр развития инновационной инфраструктуры

Международный форум «Евразийский образовательный диалог»

Секции 2.6. «Эффективные практики межрегионального взаимодействия по сопровождению школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях: от изоляции к партнерству»

30 апреля 2019 года в рамках международного форума «Евразийский образовательный диалог» состоялось заседание секции 2.6. «Эффективные практики межрегионального взаимодействия по сопровождению школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях: от изоляции к партнерству».

На секции обсуждались перспективы сотрудничества регионов по сопровождению школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях: представлены успешные стратегии перевода школ в эффективный режим работы, уникальные для каждого региона, а также проработаны вопросы создания межрегиональной ассоциации школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях, «Поверх барьеров» (рабочее название).

Модераторами выступили ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Бысик Надежда Викторовна (г. Москва) и руководитель Центра развития инновационной инфраструктуры ГАУ ДПО ЯО ИРО Полищук Светлана Михайловна (г. Ярославль). К работе секции также присоединились ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Пинская Марина Александровна и продюсер конвента Compot, комьюнити-менеджер Анна Гаан.

В первой части работы секции региональные «бренды эффективности» представили Ярославская область, Алтайский край, Красноярский край, Липецкая, Московская и Новосибирская области.

Начальник отдела инновационного проектирования КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» Мамчур Юлия Юрьевна представила деятельность автономной некоммерческой организации «Профессиональная лига «Мобильный педагог», летние и весенние школы мобильных педагогов.

Трофимова Татьяна Владимировна, методист Красноярского института повышения квалификации работников образования, рассказала о региональной стратегии сопровождения школ, работающих над повышением качества образования, которая включает в себя «Методический десант» и сеть муниципальных координаторов в каждом МО края.

Притужалова Ольга Анатольевна, проректор ГАУ ДПО ЛО ИРО, в рамках своего выступления рассказала о реализации регионального проекта в Липецкой области, о проведении образовательного аудита и подходах к планированию мероприятий по повышению качества образования на основе данных аудита.

Стрельницкая Людмила Петровна, ведущий научный сотрудник Академии социального управления (Московская область) представила модель адресной поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, «Московская область на пути изменений. Кадровый апгрейд. Технология «МОСтТ». МБОУ Пролетарская СОШ г.о. Серпухов (Климова Елена Владимировна, директор) предлагает модель профессионального апгрейда: КОУЧи, использование интерактивных технологий преподавания. «Брендом эффективности» МБОУ Татариновская СОШ (Богачева Галина Валерьевна, директор) являются технология «МОСтТ» как модель организации и совершенствования образовательного процесса в целях повышения качества образования и индивидуальные образовательные маршруты для детей и учителей, которые повышают свою квалификацию на рабочем месте, программа индивидуальной методической работы учителя (ПИМРУ). МБОУ СОШ №12 г.о. Балашиха предлагает программу стажировки «Эффективные управленческие практики как средство формирования и развития профессиональных компетенций педагогов».

Новосибирская область (Пиотух Елена Ивановна, начальник отдела информационно-аналитической работы НИМРО) предлагает проведение мониторинга реализации программ поддержки школ, курсы для школьных команд «Школа как институт партнерства. Расширенные модели образовательной деятельности», а также стажировки «Образовательное пространство территории: муниципальные команды в развитии школьного образования» (для муниципальных команд) и «Агро-технологическое образование в сельской школе в идеологии Национальной Технологической инициативы как приоритет развития» (для школьных команд).

Команда Ярославской области рассказала о системе работы «ШколЯр»: на региональном уровне (Никитина Юлия Сергеевна, старший методист ЦРИИ ИРО), муниципальном уровне (Козина Елена Николаевна, директор МОУ ИОЦ Тутаевского МР), уровне школы (Рюмина Жанна Юрьевна, директор МОУ СОШ №3 г. Переславль-Залесский, Гаврилова Регина Николаевна, директор МОУ СОШ №4 «Центр образования»г. Тутаев). Командой были представлены:

  • система работы Ярославской области по сопровождению ШНСУ и программа VI Летней школы «От ВШК к ВСОКО» (июнь 2019 года).
  • система тьюторского сопровождения педагогов ШНСУ (Тутаевский МР, Козина Е.Н.) и программа стажировки для специалистов муниципальных методических служб по теме «Программы тьюторского сопровождения педагогов и руководителей школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты».
  • система профессионального развития педагогов через работу команд обучающихся учителей (КОУЧей) в школе №4 г.Тутаев (Гаврилова Р.Н.), программа стажировки по изменению методической работы школы и созданию КОУЧей.
  • система работы школы №3 г.Переславля-Залесского (2 место в конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России»-2018) «Организация инклюзивного образовательного процесса в школе со сложными социальными контекстами в условиях малого города» также с возможностью стажировки.

Рюмина Ж.Ю., директор МОУ «Основная школа № 3 имени Сергея Сниткина» г. Переславль-Залесский представила опыт работы по теме «Организация инклюзивного образовательного процесса в школе со сложными социальными контекстами в условиях малого города».

Гаврилова Р.Н., директор МОУ СШ №4 «Центр образования» г. Тутаев, представила опыт работы в рамках деятельности РИП ПОС по теме «Система профессионального развития педагогов через работу команд обучающихся учителей (КОУЧей) в школе №4 г.Тутаев, программа стажировки по изменению методической работы школы и созданию КОУЧей».

Вторая часть работы секции прошла в формате проектировочного семинара по разработке концепции ассоциации школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях, - рабочее название «Поверх барьеров». Идея создания ассоциации родилась на конференции участников проекта, которые решили организационно закрепить уже сложившиеся практики межрегионального взаимодействия. Основной целью ассоциации станет представление и защита общих, в том числе профессиональных, интересов ее членов, общественное лоббирование мер, направленных на повышение образовательных результатов учащихся в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере образовательного неравенства, развитие научной и образовательной деятельности.

На этом этапе в работе секции принимали участие представители Ярославской и Московской областей, Красноярского края, эксперты в области образовательного неравенства Бысик Надежда Викторовна и Пинская Марина Александровна (НИУ ВШЭ). В режиме веб-подключения участников семинара консультировала бизнес-тренер Анна Гаан.

Отзывы о работе секции 2.6. «Эффективные практики межрегионального взаимодействия по сопровождению школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях: от изоляции к партнерству»

Такие мероприятия очень полезны. Регионы увидели друг друга, увидели руководителей, координаторов. Это очень важно для дальнейшего взаимодействия и сотрудничества. Важно познакомиться с проектами, которые реализуют регионы, - форматы разные, уникальные, каждый регион берет определенную область и работает с ней. Есть изюминки, специфичные для конкретного, определенного региона. И радует готовность координаторов проектов поделиться своим опытом, не закрываться в собственном регионе, а транслировать то, что хорошо получается, участникам других проектов.
Мамчур Юлия Юрьевна, Алтайский край

Отзыв очень простой. Я всегда опасаюсь, когда люди начинают разговаривать про свой опыт, поскольку наши отчеты педагогические никому не интересны. Но сегодня действительно был тот опыт, который я лично хожу и собираю. Ценен опыт регионов, потому что он максимально практический, и действительно на нем можно строить ассоциацию. Мы избежали, как и хотели, отчетов, и поговорили о том, что было важно.
Бысик Надежда Викторовна, г.Москва

Итоги секции