Центр сопровождения воспитательной работы

Муниципальное учреждение детский дом -
центр педагогической, медицинской и социальной помощи семье "Чайка" 

Базовая площадка: «Создание личностно-развивающей среды в детском доме. Психологическая безопасность ребёнка-воспитанника детского дома»

Утверждена Ученым советом ИРО 04.02.2021

План работы на 2022 год

Обоснование и план работы на 2021 год

Отчет за 2021 год

 

Руководитель: Петрова Светлана Андреевна 

Адрес: Российская Федерация, г.Ярославль, ул.А.Невского д.7 «а», индекс: 150052 

Телефон: (4852) 57-88-89 

Электронная почта: detdom1.yar@yandex.ru 

Сайт: https://yar1dom.edu.yar.ru/ 

Контактное лицо

Павлова Дарья Сергеевна, педагог-психолог, dapa3005@gmai1.com

 

Материалы

 

Мероприятия

2023 год

27 апреля 2023
в детском доме «Чайка» г. Ярославля состоялось совещание областного методического объединения специалистов сопровождения приемных  семей  ( участники -специалисты муниципальных районов области, всего 30 человек).
Подробнее: https://vk.com/public187331778?w=wall-187331778_1095

28 марта 2023 года
семинар «Организация моделирования воспитательного пространства на базе детского центра психолого-педагогического сопровождения Детский дом «Чайка»» г. Ярославля
Организатор:
Центр Сопровождения воспитательной работы.
Подробнее

28 марта 2023 года
презентация проектов детских домов и школ-интернатов «Моделирование воспитательной работы в группе» в ходе итогового занятия на КПК «Воспитательная деятельность в детском доме и школе-интернате».
Подробнее

С 15 февраля по 31 марта 2023 года
Курсы повышения квалификации «Воспитательная деятельность в детском доме и школе - интернате».
Организатор: Центр сопровождения воспитательной работы ГАУ ДПО ЯО ИРО
Подробнее

2022 год

24 ноября 2022 года
Семинар: «Организация моделирования воспитательного пространства в группе».
Организатор: центр воспитания и социализации ГАУ ДПО ЯО ИРО.
Место проведения: центр психолого-педагогического сопровождения Детский дом «Чайка» г. Ярославля
Подробнее

15 ноября 2022 года
Семинар: «Разработка и внедрение программ воспитания в детском доме: психолого-педагогическое сопровождение».
Организатор: центр воспитания и социализации ГАУ ДПО ЯО ИРО.
Подробнее

23 марта 2022 года в 12.00
Вебинар Учебно-методическое обеспечение воспитательного процесса в детском доме
Организатор: центр воспитания и социализации
Подробнее

25 марта 2021 года
Муниципальное  учреждение детский дом – центр педагогической, медицинской и социальной помощи семье «Чайка» принял участие в вебинаре «Формирование культуры межнационального общения в условиях детского дома»

Социальный педагог Литашина Марина Александровна, педагог-психолог Иванова Алена Михайловна представили опыт работы детского дома.

В основу воспитания культуры межнационального общения в системе образования закладываются принципы, способствующие преодолению этноцентризма и формированию знаний, умений, отношений, необходимых для разумного решения проблем межнациональных отношений.

При воспитании культуры межнационального общения учитываются:

1) индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;
2) национальный состав детей группы;
3) проблемы в отношениях между детьми, их причины.

Условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования культуры межнационального общения:

1) изучение и сопоставление культурных ценностей соседствующих народов;
2) принцип диалога культур;
3) разумность как качество, сочетающее в себе информированность в области этнокультуры.

С целью гармонизации межэтнических отношений, создания нормальной социально-этнической и психологической атмосферы воспитанники детского дома вовлекаются во внеучебные виды деятельности, например, такие: проведение национальных праздников, вечеров, посвященных памятным датам исторического значения, юбилеям выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев (выходы в музеи города);организация олимпиад, выставок по национальной культуре, спортивных соревнований по национальным видам спорта и играм.

«Формирование культуры межнационального общения в условиях детского дома»
Презентация Литашиной М.А., социального педагога детского дома «Чайка» и Ивановой А.М., педагога-психолога детского дома «Чайка».


Базовая площадка: «Создание условий для психологического благополучия воспитанников детского дома»

Утверждена Ученым советом ИРО 22.12.2017

 

План работы на 2020 год

Отчет за 2020 год

План работы на 2019 год

План работы на 2018 год

Центр социально – психологической помощи Детский дом «Чайка», являясь базовой площадкой кафедры общей педагогики и психологии ГАУ ДПО ЯО ИРО, в условиях изоляции организует работу, направленную на психологическую помощь и поддержку воспитанников.                      

Ежедневно специалистами детского дома проводятся занятия, игры, направленные на стабилизацию эмоционального состояния детей и нормализацию уровня  тревожности. Игры подбираются специалистами с учетом личностных и возрастных особенностей детей, могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Игры направлены на развитие коммуникативных навыков, умения вступать в диалог, сплочение детского коллектива, развитие эмоциональной сферы, произвольности. Предлагаются игры на расслабление, упражнения на релаксацию и дыхание.  Педагогом –психологом детского дома «Чайка»  Ивановой Еленой Михайловной представлен целый комплекс занятий с воспитанниками с ссылками на разработки отечественных психологов.

Методические материалы могут быть использованы в работе педагогов-психологов и воспитателей детских домов региона.

В условиях изоляции рекомендуем использовать психологические игры и упражнения для воспитанников детского дома, что дает возможность и организовать досуг, и решать задачи психологической поддержки и развития личности ребенка. Основная цель работы – создание психологически комфортных условий для психологического благополучия воспитанников.

Карантин и тревога. Комплекс занятий

 

Спецификой организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются работа с воспитанниками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и имеющими глубокие психологические травмы в связи с семейной депривацией. При этом задача деятельности таких организаций заключается не только в нивелировании детских проблем путем психологической реабилитации, жизнеустройства в кровные или замещающие семьи, но и в обеспечении счастливой, психологически благополучной жизни воспитанников (душевного комфорта). Психологическое благополучие представляет собой слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Определяется психологическое благополучие такими параметрами, как

  • самопринятие (осознание и принятие всех сторон своей личности, позитивная оценка себя и всей своей жизни в целом),
  • личностный рост (стремление развиваться, учиться новому, ощущение собственного прогресса);
  • автономия (способность противостоять социальному давлению, независимость в оценках себя и своего поведения, способность к саморегуляции),
  • компетентность в управлении средой (способность добиваться желаемого, умение преодолевать трудности на пути реализации своих целей);
  • позитивные отношения с окружающими (умение устанавливать длительные доверительные отношения, способность к эмпатии, гибкость во взаимоотношениях с окружающими),
  • наличие жизненных целей (переживание осмысленности своей жизни, ценности прошлого, настоящего и будущего).

Значимость создания условий для формирования и развития психологически благополучных личностей заключается, прежде всего, в том, что только счастливый, удовлетворенный собственной жизнью человек, способный к саморазвитию, установлению социальных контактов, постановке и достижению целей, адекватной оценке себя и окружающей действительности может успешно социализироваться в обществе.

Созданы все условия для психологического благополучия воспитанников детского дома:

1.Проживание организовано по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных  по квартирному типу: включают в себя соответствующим образом оборудованные жилые комнаты, санузлы, помещения для отдыха, игр, занятий, бытовые помещения. Всего групп – 3 по 8 человек.

Воспитательные группы формируются преимущественно по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и состояния здоровья. Дети, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях,  размещаются в одной группе, если это не противоречит их интересам.

Приемно-карантийное отделение   обеспечивает круглосуточный прием детей в детский дом и в течение одного месяца (при необходимости срок пребывания   в ПКО увеличивается или уменьшается) ребенок адаптируется к условиям  детского дома и проходит медицинское обследование, по результатам которого выдается медицинское заключение  о состоянии его здоровья и составляется индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка.

Для создания благоприятных условий пребывания детей в детском доме, для дальнейшего интеллектуального, эмоционального, духовного, нравственного и физического развития детей используются следующие помещения:

  • учебный класс
  • кабинет учителя-логопеда
  • кабинет дополнительного образования
  • отделение социальной адаптации
  • комната психологической разгрузки
  • актовый зал
  • теннисный зал
  • тренажерный зал
  • спортивные площадки с тренажерами на улице

Для воспитанников в целях создания безопасных, благоприятных условий пребывания оказываются медицинские услуги. Для этого имеется

  • медицинский кабинет с изолятором
  • оздоровительно-восстановительный центр (зал ЛФК, кабинет физиотерапии, массажный кабинет).

2. Оздоровительная работа в МУ детском доме проводится круглогодично. В летний период предусматривается максимальное пребывание воспитанников на открытом воздухе. Для организации двигательной активности используются различные формы занятий с физическими упражнениями и подвижными играми, с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, походы. Организуются выезды детей в загородные оздоровительные лагеря.

3. Созданы условия для общения воспитанников с законными представителями, родственниками, гражданами – кандидатами, с другими значимыми для детей лицами.

Для проведения этой работы в 2017 году отремонтирован и оснащен современным оборудованием блок социальной адаптации, где воспитанники   могут осваивать секреты кулинарии, на практике готовить различные блюда.

4. Созданы условия для организации учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с возрастом детей учреждение оборудовано в групповых помещениях, учебных классах, кабинетах дополнительного образования современной мебелью, развивающими играми, игровым и спортивным инвентарем. Имеется лыжная база, туристическое оборудование, коньки, тренажеры, теннисные столы, музыкальными центрами, телевизорами. В краеведческом музее детского дома дети могут познакомиться с развитием ремесел в Ярославской области. Созданы условия для музыкальных занятий: имеется вокально-инструментальная установка, пианино, синтезатор; для прикладного творчества и рукоделия: швейные машины, оборудование для квилинга, бумагопластики, декупажа и др. В учреждении имеется своя библиотека, медиатека. Актовый зал оборудован домашним кинотеатром, экраном, проектором, акустической установкой. Кабинет психологической разгрузки оснащен сухим бассейном, сенсорным оборудованием, тренинговыми пуфами, пузырьковой лампой. Оборудованы кабинеты логопеда, зал для ЛФК, физиотерапии.

На территории детского дома имеется зона для активного отдыха с уличными стационарными тренажерами, воркаут площадка (турники, брусья и пр.), две игровые детские площадки.

5. Для осуществления психолого-педагогического сопровождения воспитанников в детском доме оборудован отдельный кабинет педагога-психолога, в котором имеются рабочая, консультационная и релаксационная зоны.

Приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения:

  • адаптация прибывших в детский дом детей
  • психологическая работа по предупреждению отклоняющегося и суицидального поведения воспитанников
  • жизнеустройство воспитанников в кровную или замещающую семью
  • индивидуально- психологическое развитие воспитанников (личностное, когнитивное, эмоциональное)
  • психологическая подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в социуме
  • профориентационная работа.

Для организации квалифицированной помощи воспитанникам создан медико-педагогический консилиум, специалисты которого  своевременно выявляют у воспитанников, имеющиеся трудности в обучении, адаптации, социальном взаимодействии, определяют причины возникших проблем и оказывают комплексную помощь в решении этих проблем.

Адрес ОО: 150052, г. Ярославль, ул. Александра Невского, д. 7 «а»

ФИО руководителя, телефон: Петрова Светлана Андреевна, (4852) 578600

Ссылка на страницу базовой площадки сайта ОО
https://yar1dom.edu.yar.ru/bazovaya_ploshchadka_sozdanie_usloviy_dlya_psihologicheskogo_blagopoluchiya_vospitannikov_detskogo_doma.html

Контактное лицо, телефон, адрес эл. почты

Иванова Алёна Михайловна, педагог-психолог 

Электронная почта: AlenaMichailovna@yandex.ru 

 

 

Мероприятия

Повышение профессиональной компетентности педагогов детского дома >>

 

23 ноября 2021 года
Вебинар: «Создание условий для  формирования успешной личности воспитанника детского дома».
Подробнее

24 ноября 2020 года в 11.00
Вебинар «Формирование успешной личности воспитанника детского дома: жизнестойкость, профессиональный выбор - слагаемые успеха»
Организатор: кафедра общей педагогики и психологии
Подробнее

С 27 апреля по 18 июня 2020 года
курсы повышения квалификации по программе «Воспитательная деятельность в детском доме и школе - интернате» в дистанционном формате.

Подробнее

Руководитель КПК Боярова Елена Станиславовна.

Участниками курсов стали педагогические работники детского дома «Чайка» г. Ярославля.

 В программе курсов темы:

-  Нормативно – правовые аспекты развития воспитательного пространства детского дома;

- Организация воспитательного пространства детского дома;

- Особенности разработки программ воспитательной деятельности в детском доме;

- Мониторинг результатов воспитательной деятельности в детском доме.

Участники КПК должны были сформулировать социальный заказ на воспитательную деятельность в детском доме (на основе анализа текстов Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и  Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

Таблица SWOT-анализа воспитательной деятельности в условиях детского дома стала основой разработки программы воспитательной деятельности учреждения.

Важно определить целевые приоритеты воспитания в детском доме, связанные с возрастными особенностями детей.

Участники курсов прошли модуль: «Особенности воспитания у детей навыков безопасного поведения. Создание безопасной образовательной среды».

По итогам КПК разработана программа работы «Проектирование безопасной среды в детском доме».

 

Приглашаем к участию воспитателей и специалистов детских домов в курсах повышения квалификации по программе «Воспитательная деятельность в детском доме и школе интернате» в 2021 году.

21 ноября  2019 года
Региональный семинар «Мастер-класс «Минимизация социальных рисков детского эмоционального неблагополучия и проявлений социально-психологических девиаций»
Подробнее

21 ноября 2019 года
Мастеркласс  для воспитателей детских домов «Минимизация социальных рисков детского эмоционального неблагополучия и проявлений социальных девиаций».
Место проведения: на базе детского дома «Чайка»
Подробнее

25 апреля 2018 года
Региональный семинар «Проектирование психологически безопасной среды в детском доме»
Подробнее