Кафедра общей педагогики и психологии

 

Адрес: 150014,
г. Ярославль,
ул. Богдановича, 16
каб. 304, 405
Тел.:(8-4852) 23-08-14
E-mail: copp@iro.yar.ru

Заведующий кафедрой

Назарова
Инна Григорьевна
, кандидат педагогических наук, доцент.


Разработки, публикации

Комплексный подход к сопровождению приёмных, опекунских семей: программа  курсов повышения квалификации специалистов служб сопровождения опекунов, попечителей [Текст]: метод.рекомендации /под. ред. В.М. Сумеркиной, А.В. Репиной, И.Г. Назаровой– Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2008.

Рецензенты:
М.М. Кашапов, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии ЯрГУ, доктор психологических наук, профессор

Редакционная коллегия:
В.М. Сумеркина (главный редактор),
А.В.Репина (ответственный редактор),
И.Г. Назарова

Авторы – составители:
О.В. Большакова, заместитель директора ГОУ ЯО ЦПОиПП «Ресурс»
Е.С. Боярова, методист ГОУ ЯО ИРО
О.Н. Кащеева, педагог – психолог ГОУ ЯО ЦПОиПП «Ресурс»
И.В. Кузнецова, директор ГОУ ЯО ЦПОиПП «Ресурс»
Е.Ю. Мишурова, специалист ГУ ЯО ЦУОП
И.Г. Назарова, заведующая кафедрой педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО
А.В. Репина, начальник отдела по работе с приёмной семьёй и охране прав детства департамента образования Ярославской области
В.М. Сумеркина, заместитель директора департамента образования Ярославской области

Издание предназначено для специалистов служб сопровождения опекунов, попечителей. Пособие представляет собой результат более чем 3 – летней практической и исследовательской деятельности авторов, посвящено проблемам социально – педагогической деятельности  в сфере сопровождения приёмных, опекунских семей. С позиции междисциплинарного подхода оказанию помощи приёмным, опекунским семьям и детям, воспитывающимся в них, рассматриваются основные темы, представляющие интерес для практиков, работающих  с приёмными, опекунскими семьями и детьми. Важно, что при этом в учебном пособии не предлагаются готовые рецепты и решения, а представляется материал, позволяющий специалистам находить ответы на сложные вопросы, самостоятельно выбирать способы реагирования на те, или иные проблемы, возникающие в деятельности специалиста службы сопровождения.

Предлагаемое пособие рассчитано на широкий круг читателей и может быть рекомендовано руководителям и специалистам учреждений и служб, оказывающих социально – психологическую помощь приёмным, опекунским семьям. Пособие было разработано как составная часть системы повышения квалификации руководителей и специалистов служб сопровождения, поэтому оно также может быть, полезно студентам вузов и слушателям курсов повышения квалификации по специальности психология, социальная педагогика, социология и в качестве справочного пособия.

Программа включает подробное описание занятий с их методическим оснащением. Представленные материалы прошли апробацию на базе ГОУ ЯО «Институт развития образования» в системе целевых семинаров и курсов повышения квалификации различных категорий специалистов, осуществляющих сопровождение приёмных, опекунских семей Ярославской области


Психолого – педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации/ Назарова И. Г., Боярова Е. С.- Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2010.-128 с     

В настоящих методических рекомендациях представ     лен в достаточно целостном и системном варианте комплекс проблем, встающих перед психологом и социальным педагогом при организации реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В состав сборника вошли как теоретические, так и экспериментальные материалы, раскрывающие специфику организации реабилитационного процесса в ОУ на основе программ. Помимо этого в отдельном разделе представлен уже апробированный комплект реабилитационных программ образовательных учреждений Гаврилов – Ямского МР Ярославской области.

Предлагаемая разработка предназначена, прежде всего, для руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений. Она может быть использована также в учреждениях начального профессионального образования, дополнительного образования детей, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методические рекомендации могут быть полезными:
- при разработке программ реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- при анализе и планирования педагогом-психологом и социальным педагогом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- при аттестации и повышении квалификации педагога-психолога, социального педагога.


«Классное руководство: региональный опыт» [Эл. ресурс]:методическое пособие. Ярославль: Яросл. регион. информ.-методич. центр, 2010.

В настоящем сборнике реализована попытка представить в достаточно целостном и системном варианте решения комплекса проблем, который встаёт перед реализацией функций классного руководителя образовательного учреждения.

В состав сборника вошли как теоретические, так и практико-ориентированные, экспериментальные материалы (материалы деятельности региональных экспериментальных площадок), методические разработки, раскрывающие сущность организации воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Предлагаемые материалы освещают ряд важных вопросов: вариативность деятельности классного руководителя, содержание работы с учащимися, роль классного руководителя в структуре управления школой, взаимодействие с родителями. Отдельный раздел посвящен диагностике и анализу результативности воспитательной деятельности классного руководителя.

Предлагаемая разработка предназначена, прежде всего, для классных руководителей образовательных учреждений, администрации и педагогического коллектива школы. Нормативно-правовая база окажет реальную помощь администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в разработке локальных актов.

Методические разработки и программы, практические материалы  могут быть полезными:
- при разработке программ воспитания;
- при анализе и планировании, технологической составляющей собственной деятельности классного руководителя и воспитательной работы в целом;
- при аттестации и повышении квалификации классного руководителя.

В сборник вошли материалы авторов:

Сапегина К.В., проректора по научно-исследовательской деятельности ГОУ ЯО «Институт развития образования», кандидата искусствоведения
Назаровой И.Г., заведующей кафедрой общей педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО (профессора), кандидата педагогических наук
Посысоева Н.Н., заведующего кафедрой специальной (коррекционной) педагогики и психологии (профессора), кандидата психологических наук
Тихомировой Н.К., старшего научного сотрудника лаборатории образовательных технологий кафедры общей педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО
Чиркун О.В., старшего методиста кафедры общей педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО
Яковлевой М.А., заместителя директора по воспитательной работе МОУ Ермаковской СОШ Рыбинского муниципального района Ярославской области
Горемыкиной С.В., классного руководителя школы № 31 г. Ярославля
Воробьевой О.В., заместителя директора школы № 2  г. Данилова
БП ГОУ ЯО ИРО «Моделирование условий духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних  в сельской школе и социуме»
Региональной экспериментальной площадки МОУ СОШ №21 г.Рыбинска
Чистяковой С.В
., учителя истории и краеведения МОУ СОШ  № 1 г.Мышкина
Шестериковой С.Н., Свиридовой О.В., Байбаковой А.М., Байбаковой Е.В., Гордеевой В.В., Осицыной М.А. классных руководителей  МОУ Октябрьской СОШ Рыбинского МР
Морошкина Н.А.  МОУ «Гимназия №1» г.Углича.
Назаровой Г.Ю., учителя начальных классов МОУ СОШ № 36 г.Ярославля


Методические рекомендации по организации воспитательной работы с проживающими в общежитиях учреждений начального и среднего профессионального образования. [Эл. ресурс]. Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2010.

Данные методические рекомендации адресованы педагогическим работникам, обеспечивающим реализацию воспитательной деятельности в общежитиях учреждений начального и среднего профессионального образования.

В содержание данных методических материалов представлены современные ориентиры к организации воспитательной деятельности в общежитиях учреждений начального и среднего профессионального образования: цели, задачи, принципы, направления  воспитательной деятельности в общежитиях системы НПО, СПО; рекомендации по схеме проектирования воспитательного процесса и оценке его результативности; практические материалы учреждений профессионального образования.

Реализация стратегии управления по результатам предполагает обозначение четких критериев выполнения той или иной деятельности. Важным компонентом воспитательного процесса в общежитиях системы НПО и СПО является оценочно-результативный, который требует разработку критериев отслеживания результатов воспитательной деятельности, что в полной мере нашло свое отражение в предлагаемых материалах.


Профилактика участия несовершеннолетних в неформальных молодежных объединениях асоциальной направленности  [Эл. ресурс]:  информационно-метод. сборник /Ярославль: Яросл. регион. информ.-методич. центр, 2011.

Данный сборник статей и материалов посвящён проблеме профилактики участия несовершеннолетних в неформальных молодёжных организациях асоциальной направленности. В  диск включены материалы, иллюстрирующие  особенности организации экспериментальной и исследовательской деятельности по данному направлению в ГОУ ЯО ИРО, муниципальных районах, конкретных образовательных учреждениях. В состав сборника вошли нормативно – правовые документы, статьи сотрудников ГОУ ЯО ИРО, участников региональных и базовых экспериментальных площадок ГОУ ЯО ИРО,  опыт  конкретных образовательных учреждений по профилактике девиантных проявлений в поведении учащихся. Читатели смогут познакомиться с перечнем новинок литературы и информационных ресурсов. Сборник адресован руководителям образовательных учреждений, социальным – педагогам, педагогам – психологам, организаторам работы с молодёжью, классным руководителям, педагогам-практикам.


Кокуева, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в детском саду [Текст]: метод. пособие /Л. В. Кокуева. Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2011. 8,0 п.л..

В методическом пособии представлена система работы по психолого-педагогическому сопровождению развития ребенка в детском саду. Предлагаемая система поможет педагогам ДОУ осуществлять индивидуализацию в дошкольном образовании: учитывать способности, интересы, темп продвижения ребенка; создавать условия для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности. Предназначено для дошкольных педагогов и родителей


Кокуева, Л.В. Духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в Ярославской области [Текст]: учебное пособие /Л. В. Кокуева, Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2011. 6,5 п.л.

Учебное пособие вводит детей  в мир малой родины, культурного наследия, природы родного края,  народных и православных праздников и традиций. В пособии актуализируется региональное своеобразие прошлого и настоящего времени, что способствует реализации цели духовно-нравственного, патриотического воспитания детей. Пособие предназначено для педагогов детских садов, родителей, имеющих детей дошкольного возраста для семейного чтения.  Программа может быть использована в рамках курсовой подготовки педагогов детских садов и начальной школы.


Кокуева, Л.В. Малая Родина – Ярославия [Текст]: доп. образовательная программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе краеведения /Л. В. Кокуева Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2011. 7 п.л.

Программа Малая Родина – Ярославия и методические материалы из опыта работы могут быть использованы в ДОУ, начальной школе в условиях непрерывности и преемственности духовно-нравственного, патриотического воспитания детей.


Методические рекомендации по практике «Первые дни ребенка в школе» (для специальностей 050709 Преподавание в начальных классах, 050719 Коррекционная педагогика в начальном образовании)[Текст] /сост.: Е. Л. Измайлова, Ю. П. Вербицкая.  Ярославль: ГОУ СПО ЯО  Ярославский индустриально-педагогический колледж, 2010, 60с

Данные методические рекомендации предназначены для студентов 4 курса специальностей 050709 Преподавание в начальных классах, 050719 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Методические рекомендации составлены в соответствии с государственными образовательными стандартами третьего поколения и могут быть использованы методистами – руководителями производственной практики «Первые дни ребенка в школе» для подготовки специалистов. Методические рекомендации составлены с опорой на применение технологии портфолио для отражения процессуальных этапов работы студента и рейтинговой технологии для объективного оценивания их деятельности в период прохождения практики, позволяющих более эффективно организовать сопровождение практики и использовать ее образовательные ресурсы.


Методические указания по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» [Текст]/автор-сост. Е. Л. Измайлова. Ярославль: ГОУ СПО ЯО Ярославский индустриально-педагогический колледж, 2011.

Методические указания для студентов Ярославского индустриально- педагогического колледжа по специальности 050501 Профессиональное обучение   (по отраслям) содержат материал, который раскрывает основные требования ГОС СПО повышенного уровня к уровню подготовки студентов по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика», теоретическое содержание, задания для самостоятельной работы, контрольно-измерительные материалы по основным темам курса, вопросы к зачету и экзамену, перечень литературы и основных нормативно-правовых документов по образованию.


Гущина, Т.Н. Развитие субъектности старшеклассника: опыт исследования в системе дополнительного образования детей [Текст]: монография /Т.Н. Гущина.  – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. – 304 с.

В книге изложены современные представления о субъектности старшеклассника и потенциалах субъектной педагогики. Эти представления соотнесены с основными положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Представлена модель развития субъектности старшеклассника в условиях интеграции основного общего и дополнительного образования детей, апробированная в процессе работы региональной экспериментальной площадки «Развитие социальной активности старшеклассника». Рассматриваются особенности становления субъектности обучающегося в системе дополнительного образования детей.

Книга адресована педагогам и педагогам-психологам дополнительного образования детей, классным руководителям, научным и методическим работникам, а также представляет интерес для студентов психолого-педагогических факультетов.


Гущина, Т. Н. Воспитание индивидуальности условиях дополнительного образования детей [Текст]: метод.пособие / Т. Н. Гущина. Ярославль: ИРО, 2008.-82с.

В пособии изложены современные представления об индивидуальности и возможностях влияния на развитие данного качества личности в условиях дополнительного образования детей. Представлен опыт педагогов-новаторов городов Ярославской области – Ростова, Рыбинска, Тутаева, Ярославля.

Пособие включает описание вариантов индивидуальных образовательных маршрутов и их сопровождения, авторский курс занятий по программе воспитания индивидуальности и самовоспитания подростков «Я и мой мир», авторский курс для старшеклассников «Я и мой мир ценностей», авторскую педагогическую студию «Диалектика воспитания и самовоспитания личности».

Представленные материалы прошли апробацию в ходе областного эксперимента по теме: «Особенности организации самовоспитания в учреждении дополнительного образования детей» на базе Центра внешкольной работы г. Ярославля, ряда детских загородных оздоровительных лагерей, в системе курсовой подготовки педагогических работников дополнительного образования на базе ГОУ ЯО «Институт развития образования».

Книга адресована классным руководителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям, научным и методическим работникам. Представляет также интерес для студентов психолого-педагогических факультетов.