Летняя школа

 

Межрегиональная
Летняя школа
для управленческих команд проекта
«Поддержка школ, работающих в сложных социальных контекстах»

25-27 июня 2014 г. Центр развития инновационной инфраструктуры ГОАУ ЯО Института развития образования совместно с НИУ Высшая школа экономики провел межрегиональную Летнюю школу для управленческих команд проекта «Поддержка школ, работающих в сложных социальных контекстах». В работе Летней школы приняли участие представители Ярославской, Московской областей, республик Карелия и Чувашия.

Летняя школа состоялась на базе отдыха «Лесной родник» Гаврилов-Ямского района. В течение трех дней участники в условиях, близких к полевым, обсуждали пути решения характерных для социального контекста, в котором работают школы проекта, проблем. Специалисты НИУ Высшая школа экономики Груничева Ирина Геннадьевна и Пинская Марина Александровна провели мастер-классы и ролевые игры по различным вопросам педагогического лидерства и школьного импрувмента.

Успешной работы участникам семинара пожелала заместитель директора образования Ярославской области Астафьева Светлана Викторовна, отметив особую роль управленческих команд и директоров школ в реализации целей проекта поддержки школ, работающих в сложных социальных контекстах.

Ректор ГОАУ ЯО Институт развития образования Золотарева Ангелина Викторовна предложила использовать возможности ИРО как площадки по переподготовке и повышению квалификации учителей для развития проекта.

Научный сотрудник Института развития образования НИУ Высшая школа экономики Груничева Ирина Геннадьевна в рамках установочной сессии рассказала о движении эффективных школ, которое объединяет около 70 стран, - школ, которые в неблагоприятном социальном контексте добиваются высоких результатов, сокращая разрывы в уровне образования. Ирина Геннадьевна обозначила принципы выхода в эффективный режим работы:

  • Назвать проблему.
  • Предположить результат.
  • Проложить траекторию.
  • Не опускать руки.

Коточигова Елена Вадимовна, заведующая кафедрой дошкольного образования ГОАУ ЯО ИРО, представила концепцию событийности как инструмента создания образовательной среды. Участникам летней школы было предложено дать определение образовательной среды с точки зрения разных подходов к этому понятию и проследить, как, создавая школьные «со-бытия», можно влиять на ее состояние. Концепция событийности получает свое развитие в работе РИП «ФГОС: преемственность дошкольного, начального и основного общего образования на основе событийного подхода» на базе Института развития образования.

Пинская Марина Александровна, ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, провела ряд ролевых игр для участников семинара. Так, в рамках игры «Свидания» команды школ знакомились друг с другом и с программами школьных улучшений коллег. Также в формате групповой работы управленческим командам проекта было предложено попробовать составить дорожные карты решения выделенных проблем. Экспертами выступили проректор ГОАУ ЯО ИРО Смирнова Алевтина Николаевна, заведующие кафедрами дошкольного и начального образования Коточигова Елена Вадимовна и Тихомирова Ольга Вячеславовна.

В завершение групповой работы, Пинская М.А. обозначила основные принципы работы над программами школьных улучшений. Это грамотное планирование (в том числе использование дорожных карт), лидерство, построенное на доверии, систематическое использование таких техник, как исследование урока, и постоянное отслеживание результатов работы.

Методист Центра развития инновационной инфраструктуры ГОАУ ЯО ИРО Алферова Анна Борисовна представила результаты исследования «Педагогическая культура в образовательном учреждении», в котором к июню 2014 года приняли участие пять школ-участников проекта. Согласно анализу, проведенному по данным анкетирования педагогического и административного состава школ, практически по всем школам позитивно оцениваемыми показателями оказываются «Целенаправленное руководство» и «Привлечение поддержки», т.е. факторы менеджмента школы, оценки деятельности директора. Здесь возможны два варианта: либо респонденты на самом деле очень высоко оценивают школьный менеджмент, либо мы имеем дело с феноменом т.н. «социально одобряемых ответов», когда ответ респондента продиктован стремлением продемонстрировать лояльность по отношению к социальным предписаниям, нормам, авторитетам.

С другой стороны, слабые стороны почти у всех школ-участников анкетирования – это «Профессиональная удовлетворенность» и «Ожидания от учеников». Причем если на профессиональную удовлетворенность, согласно данным анализа, можно выстроить влияние через привлечение школьной команды к участию в управлении школьными изменениями, сплочение коллектива, выработку общей стратегии развития, то как влиять на низкие ожидания от учеников - вопрос остается открытым.

О вопросе мотивации педагогов говорил также руководитель отдела ситуационного анализа МОУ ГЦРО Нагорнов Илья Валерьевич. Так, было отмечено, что акцент с методов материального стимулирования педагогов постепенно смещается в сторону профессионального мотивирования: более эффективным оказывается предоставление учителю возможности развиваться в профессиональном плане, демонстрация уважения к педагогу со стороны руководства, признание его профессиональных заслуг.

Обращает на себя внимание, что значимыми факторами для школ-участников проекта оказываются вопросы менеджмента – это оценка деятельности директора, с одной стороны, и наличие возможности для участия в управлении со стороны педагогического коллектива. Здесь участники и эксперты семинара отметили, что при таких предпосылках повышается роль педагогического лидерства, умения грамотно планировать шаги школьных улучшений и руководить школьными изменениями.

Груничева И.Г. рассказала о четырех уровнях педагогического лидерства. На первом уровне учителя готовы использовать новые практики в своей работе, но этим процессом никто не управляет, поэтому школьные изменения происходят хаотично, повторение ситуаций успеха маловероятно. Второй уровень педагогического лидерства характеризуется элементами анализа, который проводит управленческая команда школы для обоснования необходимости внедрения определенных практик. На третьем уровне педагогического лидерства мы говорим о «кармане успеха» - апробированных, успешно работающих в данной школе практиках; сбор и анализ данных происходят систематически, работает система внутришкольного оценивания. Наконец, на четвертом уровне школьная жизнь построена на программе, основанной и корректируемой по результатам исследований, система внутришкольного оценивания всеобъемлюща, осуществляется качественная обратная связь.

О необходимости мониторинговых исследований говорили многие участники семинара. Выстраивание системы школьного импрувмента, выделение проблем школы и приоритетов развития должно выстраиваться на объективных данных, но не на субъективных мнениях отдельных людей. Отслеживание результатов школьных изменений поможет оперативно корректировать процесс реализации программ школьных улучшений. Однако такой мониторинг требует больших ресурсов, в первую очередь, человеческих и временных, но также и финансовых. Тем не менее, и на уровне школы, и на региональном уровне отдельные исследования начинают проводиться. НИУ Высшая школа экономики, со своей стороны, представила модель электронного мониторинга, который позволит отследить ряд системных показателей для каждой из школ, работающих в проекте.

В заключение работы летней школы было высказано намерение продолжить традицию проведения выездных мероприятий в летнее время в следующем году. Ближайший же семинар для школ-участников проекта состоится в октябре 2014 года. К этому времени управляющие команды школ должны будут подготовить «домашнее задание» - по представленной М.А.Пинской методике разработать дорожную карту, в которой бы нашла отражение стратегия решения выделенных школой проблем.

Фотоотчет