«Школы, работающие в сложных социальных контекстах»

 

Семинар «Развитие социального капитала образовательной организации как шаг к эффективной школе»

5 февраля 2016 года на базе МОУ СШ №4 «Центр образования» города Тутаев прошел семинар «Развитие социального капитала образовательной организации как шаг к эффективной школе». Школа №4 г. Тутаева является муниципальным ресурсным центром для школ по переходу в эффективный режим работы. На основании экспертных заключений, данная образовательная организация была признана эффективной (МОУ СШ №4 является участников проекта «Школы, работающие в сложных социальных контекстах» с 2013 года).

Семинар открыла директор МОУ СШ №4 Гаврилова Р.Н. Она рассказала о развитии социального капитала в образовательной организации как о шаге к эффективной школе. Внимание участников семинара было акцентировано на необходимости постоянно что-либо менять. Отсутствие изменений может привести к застою.

В ходе доклада был описан портрет эффективной школы. Его основами являются следующие позиции:

  1. В центре образовательного процесса - учение.
  2. Коллектив должен быть единым целым.
  3. Школьная культура должна быть позитивной: учение ценится ради учения, принцип доверия и уважения к людям.

С докладом о роли методической службы в развитии социального капитала выступила М.Ю. Тихомирова, - заместитель директора по УВР МОУ СШ №4. Методические службы в данной образовательной организации постепенно вытесняются КОУЧами, однако на данный момент эти две формы организации профессионального взаимодействия до сих пор со-существуют.

В школе функционирует четыре КОУЧа по направлениям:

  • Формирующее оценивание
  • Lesson study
  • Субъектно-ориентированный педагогический процесс
  • Смысловое чтение

План работы школы связан с планом работы КОУЧей и методических объединений. Ведется постоянный поиск интерактивных форм взаимодействия педагогов: анализируется опыт, проблемы и имеющиеся ресурсы. В рамках улучшения и развития профессиональных качеств педагогов, проводится диагностика профессиональных затруднений учителей, практикуется взаимопосещение уроков.

Следует разделять понятия КОУЧ и методическое объединение. КОУЧ сфокусирован на поиске определенной проблемы. Во взаимосвязи с функционированием КОУЧей в школе проводится мониторинг межличностных и профессиональных взаимосвязей. Приоритетным является выстраивание именно профессиональной коммуникации (сейчас в образовательных организациях чаще встречается объединение по личным взаимоотношениям).

Подробнее о деятельности КОУЧей рассказала Л.В. Никитина, руководитель КОУЧа, учитель начальных классов. В докладе «Организация работы команды обучающихся учителей, работающих по технологии Lesson Study. Опыт работы» были представлены ключевые моменты деятельности данной команды. В частности, КОУЧи были изначально образованы на основе личных связей педагогов, которые, в последствии, переросли в профессиональную коммуникацию.

Так же в рамках семинара было проведено заседание КОУЧа «Lesson study» (этап обсуждения урока), и работа в группах по созданию КОУЧей (метод case study).

Lesson study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. (*Пит Дадли. Lesson Study: руководство. 2011г. Ознакомиться с материалом можно по ссылке)

Case study – иными словами, анализ конкретных учебных ситуаций - метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы. (*Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения).

Параллельно с заседанием КОУЧа, заместитель руководителя ЦРИИ Т.Ю. Егорова представила первые результаты мониторинга успеваемости в школах, присоединившихся к проекту в 2015 году. На установочном семинаре 17 декабря представителям школ, присоединившихся к проекту, было предложено  выделить объект для отслеживания динамики образовательных результатов обучающихся, определить ответственного за сбор, обработку и передачу информации, представить информацию в ИРО.

Были проговорены ключевые ошибки, допущенные в ходе работы с файлами анализа успеваемости учеников. Ошибки, в основном, носят технический характер и являются легко устранимыми. В ходе мастер-класса по работе с формами Excel были продемонстрированы основные приемы работы, что, по словам участников, значительно сократило количество затруднений при их заполнении.

В заключении семинара участники отметили, что многие моменты, услышанные на мероприятии, они хотели бы применять у себя в школах: анализ ситуации в школе, КОУЧи, и т.д.

Подробнее о деятельности проекта можно узнать, перейдя по ссылке.

Если вы участвовали в описанном семинаре, пожалуйста, оставьте свой отзыв здесь.