«Школы, работающие в сложных социальных контекстах»

 

Семинар  «Школа для ученика, учителя, родителя»

4 декабря 205 года в Козской СОШ Первомайского муниципального района прошел региональный семинар «Реализация проекта «Школа для ученика, учителя, родителя». Семинар организован в рамках реализации проекта перехода школ, работающих в сложных социальных контекстах, в эффективный режим работы. В работе семинара приняли участие представители Центра развития инновационной инфраструктуры ГОАУ ЯО ИРО, а так же, представители школ, участвующих в проекте.

Семинар состоял из двух частей. В первой части были представлены достижения учеников, а так же рассказ сотрудников о направлениях работы в школе. Одним из направлений работы школы в рамках реализации программы перехода в эффективный режим работы является взаимодействие с родителями учащихся. О взаимодействии с родителями рассказала председатель Управляющего Совета школы М.А. Желикова. В своем рассказе она  осветила первые изменения, которые произошли после введении Управляющего Совета. 

  • Привлечение внимания родителей к жизни школы происходит посредством персонализации взаимодействия «школа - родитель». Итогом такой персонализации стал рост посещаемости родительских собраний, а так же увеличение числа родителей, активно вовлеченных в школьную жизнь.
  • Поиск альтернативных источников финансирования. Председатель Управляющего Совета школы акцентировала внимание на необходимость привлечения дополнительных средств. Членами Управляющего Совета приводится деятельность по фандрайзингу («fund-raising»  дословно – «поиск средств»).
  • Организация досуга. Здесь важно отметить, что в школе организуются совместные досуговые мероприятия для родителей и детей, что так же повышает вовлеченность родителей в школьную жизнь.

Директор школы С.Ю. Беликов отметил, что участие школы в проекте помогло сплотить коллектив, познакомиться с опытом коллег из соседних муниципальных образований. Сложный социальный контекст Козской СОШ объясняется, в первую очередь, ее малокомплектностью, а так же ежегодным сокращением количества учеников школы (в 2015-2016 учебном году в школе учится 50 детей). Однако, отмечается, что ученики любят свою школу.

Заместитель директора по УВР М.А. Мякутина рассказала о программе перехода Козской СОШ в эффективный режим работы. Основной задачей этой программы является повышение качества образования через повышение мотивации (заинтересованности):

  • Учеников (посредством участия в творческих конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях, и т.д.);
  • Родителей;
  • Учителей (повышение квалификации, участие в конкурсах профессионального мастерства, сопровождение учеников при подготовке к конкурсам).
  • Участие в проекте помогло:
  • Повысить ожидания от учеников и их уровень мотивации;
  • Активизировать профессиональное развитие педагогов и повысить их заинтересованность;
  • Повысить количество родителей, вовлеченных в школьную жизнь;
  • Сформировать и развивать профессиональные сообщества;
  • Расширить присутствие школы в сети Интернет (сайт школы, блоги и сайты учителей).

Заместитель директора по воспитательной работе Т.М. Кокуёва в своем выступлении так же сделала акцент на взаимодействии с родителями. В школе проведена многоэтапная работа с родителями:

  • Во-первых, было проведено анкетирование с целью составления социального портрета родительской общественности, а так же – мониторинг готовности родителей к взаимодействию.
  • Во-вторых, на основе данных анкетирования, родители были условно разделены на три группы (активисты, исполнители и пассивные). Поставлена цель сократить количество пассивных родителей и увеличить долю первых двух категорий.
  • В-третьих, к школьным делам привлекались, по началу, активные родители, которые, в свою очередь, мотивировали остальных.
  • В-четвертых, были задействованы новые формы организации родительских собраний: индивидуальное приглашение для каждого родителя, а так же уход от старых форм проведения самого собрания (круглый стол, рабочие группы, кейсы).
  • В-пятых, на общих собраниях никогда не обсуждается успеваемость и поведение конкретного ученика. Такие вопросы проговариваются индивидуально с каждым родителем.
  • В-шестых, на базе школы создан родительский клуб, темы заседаний которого формируются непосредственно родителями, в зависимости от их запросов.

В заключении своего выступления, Т.М. Кокуёва отметила важность родительской поддержки: «Включение родителей в школьную жизнь дает стимул развиваться дальше».

Вторая часть семинара представляла собой мастер-классы педагогов Козской СОШ:

  1. Урок русского языка в 9 классе «Обобщение по теме «Сложносочиненное предложение» (элементы формирующего оценивания, подготовка к ОГЭ). Проводила открытый урок преподаватель русского языка и литературы, учитель I квалификационной категории О.Н. Волкова.
  2. Урок истории в 5 классе с элементами формирующего оценивания по теме «Боги Древней Греции» провела С.А. Галкина, преподаватель истории и обществознания, учитель высшей категории.
  3. Мастер-класс «Формы быстрого контроля как способ повышения качества образования и развития познавательного интереса школьников» провела М.А. Мякутина, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории.
  4. Внеклассное мероприятие по немецкому языку в начальной школе «Немецкий с удовольствием» провела Л.М. Соколова, учитель немецкого языка, первой квалификационной категории.

После каждого урока был проведен анализ урока педагогом, а так же получены отзывы и рекомендации со стороны гостей мероприятия.

В заключительной части семинара, заместитель руководителя Центра развития инновационной инфраструктуры ГОАУ ЯО ИРО Т.Ю. Егорова представила вниманию участников проекта  «Школы, работающие в сложных социальных контекстах» обновленную систему мониторинга измерений образовательных результатов. Общая идея новой системы состоит  в том, чтобы заменить рассмотрение общей динамики результатов ЕГЭ по годам, рассмотрением динамики образовательных результатов каждого ученика (по четвертям / годам, или по контрольным мероприятиям).  Это обосновывается тем, что общая тенденция результатов ЕГЭ может сохраняться в нисходящем виде, однако индивидуальные показатели учеников могут повышаться (ученик делал 15 ошибок, а стал делать 10 – это все еще оценка «2», однако, для конкретного ученика это прогресс). Так же упоминалось о необходимости рассмотрения показателей ЕГЭ не самих по себе, а относительно муниципального образования, региона, страны.

По итогам этого доклада было сформировано предложение создать рабочую группу  для разработки новой системы показателей. В рабочую группу войдут представители школ, участвующих в проекте. Доклад вызвал резонанс в аудитории, однако участники семинара согласились с необходимостью формирования рабочей группы по данному вопросу.

В ходе рефлексии мероприятия, участники отметили душевную атмосферу, царящую в школе, сплоченность коллектива, а так же любовь детей к школе и пожелали дальнейших успехов в развитии школы.

ФОТООТЧЕТ

Регионального семинара «Школа для ученика, учителя, родителя»
на базе МОУ Козской СОШ Первомайского МР
4 декабря 2015 г

Директор МОУ Козской СОШ
Беликов Сергей Юрьевич
Заместитель директора по ВР
Кокуева Т.М.
Участники семинара
Участники семинара
Крутилова М.В.
МОУ СОШ №37 г. Рыбинска
Хворикова Е.Ю.
МОУ СОШ №50
г. Ярославля
Козловская С.Г.
МОУ «Сарафоновская СШ» Ярославского МР
Хелашвили О.В.
МОУ СОШ № 35 г. Ярославля
Смирнов С.С.
МОУ «Григорьевская СШ» Ярославского МР
Гаврилова Р.Н.
МОУ СШ № 4 Тутаевского МР