Центр развития кадрового потенциала

Совещание с муниципальными координаторами направления
1.2 Система работы со ШНОР и/или ШНСУ

6 октября 2023 года состоялось очередное совещание с муниципальными координаторами направления 1.2 Система работы со ШНОР и/или ШНСУ, на котором рассматривались два вопроса:

1. Результаты мониторинга динамики образовательных результатов ШНОР. Примерный перечень ШНОР «2024».

2. Муниципальные действия в работе со ШНОР «2024» и школами в зоне риска низких результатов

По результатам ВПР, ОГЭ И ЕГЭ 2023 года была рассчитана динамика образовательных результатов ШНОР, а также на основании «Методики выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования» (ФИОКО) сделан прогноз по всем ОО региона, которые находятся в зоне риска низких образовательных результатов.

Для каждого муниципального координатора подготовлена статистическая информация по всем школам муниципального образования: школы с положительной динамикой образовательных результатов, школы, сохранившие низкие образовательные результаты, потенциальные ШНОР «2024». Материалы размещены в личных кабинетах на Илиас.

По второму вопросы были проанализированы предпосылки низких образовательных результатов. В основном это низкие результаты ВПР 6 класса. Было учтено качество программных документов ШНОР, реализующих антикризисную модель управления. Проанализированы показатели факторов риска «Несформированность внутришкольной системы профессионального развития педагогов». Был сделан вывод: чтобы повысить результаты ВПР, необходимо обеспечить в ШНОР функционирование внутришкольной системы профилактики учебной неуспешности через профессиональное развитие педагогов.

В ШНОР необходимо внедрять комплекс мер:

  • разработка и реализация программ развития читательской грамотности/смыслового чтения
  • формирующее оценивание с акцентом на внедрение критериального оценивания
  • внедрение активного обучения, то есть использование в учебном процессе проектной, исследовательской форм работы, игровых методов
  • стратегия позитивной обратной связи и высоких ожиданий на уроке
  • дифференцированное обучение на уроке
  • программы развития ключевых компетенций ("4К")

Кроме того, муниципальным координаторам отдельных районов было рекомендовано обратить внимание на имеющиеся эффективные школьные практики профилактики учебной неуспешности в своем муниципальном образовании – это школы (в том числе бывшие ШНОР), у которых менее 10% обучающихся 5 и 6 классов получили отметку «2» по результатам ВПР.

По итогам совещания был составлен ЧЕК-лист муниципальных действий со ШНОР «2024»:

1. В личном кабинете муниципального координатора на ИЛИАС проанализировать результаты по ШНОР своего муниципального образования.

2. Инициировать собеседование с директорами ШНОР 2022, которые в третий раз могут оказаться в списке ШНОР (по результатам 2023).

3. Инициировать собеседование по реализации программных документов ШНОР 2023, которые во второй раз могут оказаться в списке ШНОР (по результатам 2023):

  • Содействие в доработке/разработке
  • Прогноз результатов ВПР на 2024 год в контрольных классах
  • Меры по организации профессионального развития педагогов внутри школы

4. Инициировать собеседование с директорами школ, которые оказались в зоне риска низких результатов по одной процедуре 2023 года/отсутствие результатов по одной процедуре:

  • Прогноз результатов ВПР на 2024 год
  • Причины отсутствия результатов ВПР в личном кабинете ФИСОКО

5. В рамках реализации трека 3. Профилактика учебной неуспешности в ОО региона инициировать размещение на сайте ОО положения или антирисковой программы (см. Положение о региональной системе работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях в регионе (приказ ДО ЯО №262/01-03 от 02.06.2023)):

  • Выборочный мониторинг сайтов ОО региона (категория ШНОР и ШНСУ) будет проведен с 23 по 27 октября 2023 года.
  • Документы необходимо разместить на сайте школы в разделе <Сведения об образовательной организации – Документы – Локальные акты школы>.

Материалы совещания (видеозапись, презентации) доступны в чате муниципальных координаторов на платформе Сферум.