Подведены итоги, готовимся к следующему этапу

7 апреля 2022 года в ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» (ИРО) состоялась встреча директора департамента образования Ярославской области Лободы Ирины Валентиновны с участниками проекта, региональной командой по подготовке к международному исследованию PISA-22.

Пять школ региона в феврале 2022 года включились в активную работу по подготовке к исследованию. Была проведена большая организационная работа со стороны департамента образования Ярославской области при поддержке Министерства Просвещения РФ, Академии Минпросвещения  РФ, Института стратегии развития образования РАО.

В течение двух месяцев методическое сопровождение пяти школ – участниц международного исследования PISA осуществляла команда региональных методистов: Булычева Ирина Валентиновна,  методист ГЦРО (г. Ярославль), Киселева Наталья Витальевна, доцент КОО ИРО, Морсова Светлана Григорьевна, старший преподаватель КОО ИРО, Сасарина Екатерина Евгеньевна, старший методист ЦНППМ ИРО, Страхова Наталья Вячеславовна, доцент КОО ИРО, Зайцева Наталия Владимировна, старший методист ЦОМ ИРО. Главная задача команды была в оказании адресной консультативной помощи педагогам школ в работе по формированию функциональной грамотности обучающихся. Проводились еженедельные установочные и содержательные семинары на федеральном уровне, включающие постановку задач перед педагогами, работу по их выполнению, анализ результатов. На региональном уровне Ярославским ИРО были проведены более 100 консультаций, 18 вебинаров, встречи с педагогическими коллективами 5 школ, анализ данным диагностики (вход-выход), анализ уроков. Для анализа урока в аспекте формирования читательской грамотности обучающихся был разработан универсальный чек-лист с целью возможности использования на каждом уроке.

Педагоги и методисты выделили наиболее востребованные и эффективные формы сопровождения: индивидуальные консультации, электронную рассылку отобранных материалов, подбор и разработку заданий по функциональной грамотности в соответствии с тематическим планированием на уроке и внеурочной деятельности, проведение рабочих уроков с последующим коллективным анализом. Для педагогов региона был создан дополнительный информационно-методический ресурс http://wiki.iro.yar.ru/index.php/Функциональная_грамотность_обучающихся.

Помимо проведенной в рамках данного проекта деятельности, состоялся ряд интересных, содержательных мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности  в соответствии с региональным планом http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/gramotn/2022-Plan_FG.pdf.

В выступлениях директоров школ Долгова Инна Владимировна (МОУ Вареговская СОШ. Большесельского МР), Лапотникова Валентина Африкановна (МОУ "Средняя школа № 4 им. Н.А. Некрасова с углубленным изучением английского языка" г. Ярославль),  Биткова Оксана Валерьевна (МОУ "Средняя школа № 55", г. Ярославль),  Акимова Татьяна Леонидовна (МОУ "Средняя школа № 2, г. Гаврилов-Ям), Шуйгина Марина Валентиновна МОУ СОШ № 36, г. Рыбинск)  прозвучали слова о получении значимого положительного опыта работы в новом формате, о готовности педагогов использовать полученные навыки и продолжить  начатую работу.

В мероприятии приняли участие первый заместитель директора департамента образования Астафьева Светлана Викторовна, и.о. ректора ИРО Корнев Алексей Владимирович, начальник отдела развития общего образования департамента образования Лобанова Нелли Николаевна, специалист отдела развития общего образования департамента образования Соколова Ирина Юрьевна, проректоры ИРО Смирнова Алевтина Николаевна и Уланова Галина Александровна, ведущий специалист отдела педагогических измерений ГУ ЯО ЦОиККО Петрова Надежда Владимировна.

Следует отметить, что при повторном тестировании (итоговом) обучающиеся 5 школ показали высокие результаты, стали одними из лучших в России. Это подтверждает эффективность выбранных форм работы, и нам предстоит их обобщить, а лучший опыт - презентовать педагогическому сообществу для использования в ежедневной работе каждого учителя. Все участники были отмечены благодарностями департамента образования.