Международная научно-практическая конференция
«Эффективные модели и практики организации дополнительного образования детей, проживающих в сельской местности, в условиях цифровизации и глобального технологического обновления»

Пленарное заседание

14 марта 2022 года состоялось пленарное заседание межударной научно-практической конференции «Эффективные модели и практики организации дополнительного образования детей, проживающих в сельской местности, в условиях цифровизации и глобального технологического обновления».

С приветственным словом выступили:

  • Груздев Михаил Вадимович, ректор ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», доктор педагогических наук, г. Ярославль;
  • Астафьева Светлана Викторовна, первый заместитель директора департамента образования Ярославской области, г. Ярославль;
  • Тарханова Ирина Юрьевна, директор Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», доктор педагогических наук, доцент, г. Ярославль.

Спикерами стали российские и зарубежные ученые и специалисты в области дополнительного образования детей, проживающих в сельской местности:

На пленарном заседании были озвучены современные тренды дополнительного образования (Золотарева Ангелина Викторовна), описаны функции воспитания в дополнительном образовании (Рожков Михаил Иосифович, Голованов Виктор Петрович), представлены эффективные практики организации дополнительного образования детей (Мусина Дария Сапарбековна, Онуфрович Елена Владимировна, Смирнов Дмитрий Витальевич), обсуждались вопросы доступности дополнительного образования (Духанина Любовь Николаевна, Косарецкий Сергей Геннадьевич, Львова Лариса Семеновна), конкретизирована специфика запроса семей на дополнительное образование (Павлов Андрей Викторович), а так же описана специфика образования сельских школьников (Байбородова Людмила Васильевна).

От Института развития образования выступила Вторушина Анна Владимировна, кандидат психологических наук, старший методист Регионального модельного центра с темой «Мониторинг дополнительного образования детей сельских муниципальных образований Ярославской области». В докладе были представлены основные показатели развития дополнительного образования детей в сельских муниципальных образованиях за 2021 год, проанализированы и систематизированы факторы повышения доступности дополнительного образования детей.

Доклады, представленные на пленарном заседании, обозначили реперные точки конференции, которые будут обсуждаться на секциях, круглых столах и презентационных площадках.

В пленарном заседании принял участие 301 человек. Из них 156 человек из Ярославской области и 145 человек из других регионов России.

Всего было представлено 33 региона. Один город федерального значения (г. Москва), восемь республик (Башкортостан, Бурятия, Карелия, Крым, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Хакасия), Краснодарский край, Пермский край, Ставропольский край, двадцать одна область (Амурская, Архангельская, Белгородская, Владимирская, Воронежская, Кировская, Костромская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Рязанская, Тамбовская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская).

Материалы

  • Модераторы: Байбородова Людмила Васильевна, заведующий кафедрой педагогических технологий ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, руководитель Научного центра РАО при ЯГПУ им. К. Д. Ушинского и межрегиональной научной лаборатории «Педагогика сельской школы», доктор педагогических наук, профессор, г. Ярославль;
  • Рожков Михаил Иосифович, научный консультант института педагогики и психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, главный научный сотрудник ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий», доктор педагогических наук, профессор, г. Москва

Выступления:

1. Современные тренды и вызовы дополнительного образования детей (презентация)

Золотарева Ангелина Викторовна, профессор кафедры педагогических технологий ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», профессор кафедры педагогического и психолого-педагогического образования Сочинского государственного университета, доктор педагогических наук, г. Ярославль, г. Сочи

2. Развитие творческой активности сельских школьников как целевая функция дополнительного образования (презентация)

Гончарова Оксана Валерьевна, директор ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий, кандидат педагогических наук, г. Москва

3. Доступность и качество дополнительного образования детей в сельской местности (презентация)

Духанина Любовь Николаевна, президент сетевого университета Российского общества «Знание», доктор педагогических наук, профессор, г. Москва

4. Воспитание как целевая функция организации дополнительного образования сельских школьников (презентация)

Рожков Михаил Иосифович, научный консультант института педагогики и психологии ЯГПУ, главный научный сотрудник ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий», доктор педагогических наук, профессор, г. Москва

5.Особенности дополнительного образования сельских школьников (презентация)

Байбородова Людмила Васильевна, заведующий кафедрой педагогических технологий, ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, руководитель Научного центра РАО при ЯГПУ им. К. Д. Ушинского и межрегиональной научной лаборатории «Педагогика сельской школы», доктор педагогических наук, профессор, г. Ярославль

6. Дополнительное образование для сельских детей: инфраструктура, доступность, содержание (презентация)

Косарецкий Сергей Геннадьевич, директор Центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского Института образования НИУ «Высшая школа экономики», кандидат психологических наук, доцент, г. Москва

7.  Особенности запроса семей на дополнительное образование в сельской местности (презентация)

Павлов Андрей Викторович, ведущий эксперт Центр общего и дополнительного образования НИУ «Высшая школа экономики», кандидат педагогических наук, г. Москва

8. Воспитательная модель современного дополнительного образования детей в условиях сельского социума (презентация)

Голованов Виктор Петрович, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва;

9. Евразийская ассоциация дополнительного образования детей: партнерство и лучшие практики (презентация)

Мусина Дария Сапарбековна, директор Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания «Балажан», Президент Евразийской Ассоциации дополнительного образования детей, Президент Ассоциации клубов ЮНЕСКО в КР, кандидат педагогических наук, г. Бишкек, Кыргызстан

10. Опыт и эффективные практики организации дополнительного образования детей и молодежи в сельской местности Республики Беларусь (презентация)

Онуфрович Елена Владимировна, директор учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» Республика Беларусь, г. Минск

11. Доступность дополнительного образования в сельских школах: инструменты решений Целевой модели региональных систем дополнительного образования детей (презентация)

Львова Лариса Семеновна, заместитель директора по научно-методической работе ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий», кандидат педагогических наук, г. Москва

12. Практики организации дополнительного непрерывного туристско-краеведческого образования детей, проживающих в сельской местности.

Смирнов Дмитрий Витальевич, ведущий научный сотрудник лаборатории научной экспертизы программ и проектов; Президент МОО «МАДЮТК», ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»; МОО «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова», доктор педагогических наук, профессор, г. Москва

13. Мониторинг дополнительного образования детей сельских муниципальных образований Ярославской области (презентация)

Вторушина Анна Владимировна, старший методист Регионального модельного центр ГАУ ДПО ЯО ИРО, кандидат психологических наук, г. Ярославль