Вопрос-ответ

Институт Образования НИУ ВШЭ
Перевод обучающихся общеобразовательных организаций на дистанционную форму обучения
в вопросах и ответах http://uchim-v-distante.tilda.ws/

 

 

ВОПРОСЫ НА ГОРЯЧУЮ ЛИНИЮ ИРО

ИНФОРМАТИКА

Вопрос: Как Вам кажется, какой ресурс по заданиям ближе всего похож на реальный ОГЭ?

Вопрос: Подскажите, как проводить сейчас консультации

    Для организации онлайн-занятий (трансляций) или организации инструктажа Вы можете использовать следующие сервисы для организации видеоконференций (популярны среди наших педагогов, наиболее часто упоминаются и используются):
    Zoom, Google Hangouts Meet, Skype (групповой чат)

    Подробно о данных сервисах см. в сообществе Информатики в СДО ILIAS ilias.iro.yar.ru

Вопрос: Подскажите сайты дистанционной подготовки по программированию

    Дистанционная подготовка по информатике https://informatics.mccme.ru (https://informatics.msk.ru) (популярный среди наших педагогов сайт, хорошие отзывы)
    Всё о языках и практике программирования от команды ведущих преподавателей школ и вузов страны (бесплатно, удобно, наглядно, расширяется набор инструментов). Зарегистрировавшись, можно решать учебные и олимпиадные задачи по информатике и сдавать их на проверку в автоматическую тестирующую систему.

Вопрос: Если будет требоваться публикация отчета о проведенных дистанционных уроках на сайте ОО или в группе в соцсети, можно ли публиковать видео проведенных уроков, фотографии и скриншоты, где видны лица учеников, без согласия родителей?

    Публиковать фото или видеоизображения без согласия родителей нельзя, согласие нужно получать на каждую публикацию (ст. 152.1 Гражданский кодекс РФ, ст. 7 ФЗ «О персональных данных»)

    В противном, изображение обучающихся следует закрасить (закрыть иным образом). Полное ФИО обучающихся не использовать, рекомендуется сократить, например, Ира И., Андрей П.

ФИЗКУЛЬТУРА

Вопрос: Почему задания по учебному предмету «Физическая культура» ограничиваются только изучением теоретических вопросов, что не увеличивает, а еще больше снижает двигательную активность детей?

    Ребенок, который находится в режиме самоизоляции, ограничен в двигательной активности. В такой ситуации ему не нужно писать реферат по физкультуре, наверняка, он уже выполняет подобные задания по другим учебным предметам. Необходимо придумать варианты безопасной двигательной активности с учетом ограниченного пространства. Это важная творческая задача для педагога. В примерные образовательные программы всех уровней входят задания по: выполнению простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития физических качеств; проведение утренней зарядки, динамических пауз с учетом индивидуальных показаний здоровья. К тому же, могут быть предложены задания по измерению длины и массы тела, контрольные испытания физических качеств (доступные нормативы ГТО), измерение ЧСС во время выполнения физических упражнений. Таким образом, обучающиеся наиболее эффективно осваивает и теоретические знания, и практические навыки.

 

 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Вопрос: Как и когда будут проходить ВПР в 4 классе?  вопрос для ДО

Вопрос: Как обеспечить выполнение санитарных норм?

Вопрос: Как организовать внеурочную деятельность, не нарушая требований к нагрузке, и в каких формах?

  • образовательной организации необходимо внести в план внеурочной деятельности и рабочие программы курсов внеурочной деятельности изменения: мероприятия могут менять формат и проводиться с использованием дистанционных технологий, а также изменяется форма контакта с педагогом становится также дистанционной;
  • в соответствии с планом внеурочной деятельности определить темы занятий на неделю (2 недели): предложить формы готового продукта, предоставить ссылки на образовательные ресурсы дистанционного обучения, ссылки на интерактивные музеи, выставки, концерты, спектакли, библиотеки и т.д.
  • можно создать на сайте школы «Дневник интересных событий», предложить детям поучаствовать в мероприятиях (конкурсах, выставках, олимпиадах и др.) в дистанционной форме;
  • учителям можно создать свои занятия внеурочной деятельности в форме видеоролика, презентации, игры онлайн и т.д.;
  • возможно широкое применение проектной деятельности: проекты могут выполняться детьми и без использования компьютеров, быть офф-лайн заданиями, результаты которых можно размещать на сайте школы или в общем чате класса (напр., проект о истории конкретной семьи в Великую отечественную войну).

Примеры сайтов Школ Ярославской области по реализации внеурочной деятельности с применением дистанционных форм обучения:

  1. МОУ средняя школа № 28 г. Рыбинска http://sch28.rybadm.ru/p145aa1.html
  2.  МОУ Дубковская средняя школа https://76pz-dubki.edusite.ru/

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Вопрос: Как не нарушать СанПиН при организации дистанционного обучения?

    Необходимо соблюдать разумный баланс между заданиями, которые учащиеся выполняют с помощью компьютеров или гаджетов, и заданиями, которые можно выполнить, используя бумажные носители. Если Вы проводите урок в формате видеоконференции, он не обязательно должен продолжаться 40-45 минут. Вполне достаточно 20 минут. Целесообразно использовать это время для выполнения заданий, развивающих умения устной речи. Уроки иностранного языка невозможно представить без устного общения на языке. В это время учитель может ответить на вопросы учащихся, объяснить грамматический материал, на который было выявлено много ошибок при выполнении предыдущего задания. А тренировочные упражнения на формирование лексических и грамматических навыков, на развитие умений аудирования, чтения и письменной речи можно вынести на самостоятельную работу. Для создания лексических и грамматических упражнений, а также заданий по чтению и аудированию очень хорошо подходит сервис https://learningapps.org. Выполнение одного задания на этом ресурсе, как правило, не занимает много времени. Главное, дозировать количество упражнений, которое учитель задаёт учащимся для самостоятельной тренировки.

Вопрос: Как осуществлять контроль того, выполняют учащиеся задания или нет, ведь не все сервисы позволяют это отслеживать?

    Роль учителя при дистанционном обучении заключается не столько в осуществлении контроля, сколько в оказании помощи учащимся в организации их учебной деятельности и в поддержке этого процесса. Дистанционное обучение является непривычной формой не только для учителей, но и для учеников, и поэтому необходимо, в первую очередь, дать им понять, что Вы стремитесь им помочь и поддержать, а не просто проконтролировать, что они сделали самостоятельно, и наказать отметкой, если они сделали это неправильно или не сделали совсем. Руководствуйтесь принципами формирующего оценивания: Ваша задача – обеспечивать качество результата, а не контролировать его. Определите для себя, действительно ли нужно проверять каждое упражнение, которое выполняют учащиеся. Как правило, задания делятся на тренировочные, выполняя которые учащиеся учат лексику и автоматизируют грамматические навыки, и продуктивные, для выполнения которых учащимся необходимо применить те навыки, которые они формировали, выполняя тренировочные задания, и создать свой письменный или устный продукт. Чтобы учащиеся это понимали, учитель должен в формулировке каждого задания для самостоятельной работы (на сайте школы, в РИД, в Google Classroom и др.) указывать цель выполнения этого задания. Нет смысла требовать присылать Вам скан, скриншот или фотографию каждого выполненного учеником тренировочного упражнения. Достаточно учитывать факт выполнения и оценивать только продуктивные задания, поскольку они являются итогом подготовительной работы ученика. Расскажите Вашим учащимся об этом разделении заданий на тренировочные и итоговые, объявите, что будете оценивать только итоговые, и объясните, что от того, насколько качественно они будут учить слова и тренировать грамматику, зависит успешность выполнения продуктивных заданий. Надо дать понять ученикам, что качество результата зависит при дистанционном обучении только от них самих, и они выполняют задания не потому, что учитель будет проверять, делали они их или нет. Очень хорошо, если при выполнении тренировочных упражнений у учащихся будет возможность проверить себя самостоятельно и при желании улучшить результат. Задания на сайте https://learningapps.org позволяют это сделать.

    Такой подход позволит и учителю «не утонуть» в проверке бесконечного потока фотографий и сканов выполненных (или списанных) учащимися упражнений. Именно требование учителя предъявлять ему доказательства выполнения каждого задания снимает с учащихся ответственность за свою учёбу (они уверены, что делают домашние задания только для учителя) и стимулирует их к списыванию, поскольку они не видят ценности этой деятельности лично для себя.

Вопрос: Как организовать дистанционное обучение так, чтобы не отвечать на вопросы учащихся 24х7?

    Чтобы упорядочить этот процесс, сообщите учащимся каналы связи с Вами (электронная почта, РИД, телефон, мессенджеры и др.), обозначьте расписание консультаций (определённое время для каждого класса) и строго его придерживайтесь. Вы не обязаны быть доступны для каждого из Ваших учащихся или их родителей 24 часа в сутки.

Вопрос: Как заставить школьников выполнять задания самостоятельно? К сожалению, все советы подходят только тем ученикам, у которых изначально есть желание учиться. У кого его нет, тому всё равно, ему дали выбор: обучаться дистанционно или гулять на улице, опасно-то только в школу ходить.

    Дистанционное обучение требует от учащихся целого комплекса достаточно сложных умений, а именно, умений самоорганизации (регулятивные УУД) и умений учиться (познавательные УУД). Но на первый план в данной ситуации всё же выходят личностные установки: «Зачем я учусь?» и «Для кого я учусь?». От того, как учащийся ответит себе на эти вопросы, зависит его модель поведения. Сложившаяся форс-мажорная ситуация выявила недостаточное развитие (либо полное отсутствие) всех этих умений у многих учащихся. Но нужно понимать, что неожиданная необходимость перехода на дистанционное обучение является стрессом не только для учителей, но и для учеников и их родителей. Это новая для всех ситуация, и у большинства из участников процесса нет необходимого опыта организации учебной деятельности в таких условиях.

    Но для учителя открывается «окно возможностей». Мы можем использовать эту ситуацию, чтобы учить детей учиться, а родителей – помогать им в этом. И здесь не совсем подходит слово «заставлять». При дистанционном обучении намного больше внимания необходимо уделять мотивации учащихся. Постарайтесь, чтобы задания для самостоятельной работы были не очень сложными (чтобы каждый учащийся мог с ними справиться и испытать ситуацию успеха) и интересными (по содержанию и по форме), чтобы учащимся хотелось их выполнять. Предусмотрите помощь учащимся в виде инструкций, образцов выполнения отдельных заданий. Займите позицию доброжелательного помощника, а не строгого контролёра. Попробуйте убедить себя в том, что все учащиеся хотят учиться, но часто не знают, как это делать, и Ваша задача – помочь им в этом. И тогда сработает «эффект Пигмалиона»: а) люди ведут себя подсознательно так, как от них ожидают; б) если вы убеждены в чём-то, то постоянно будете находить этому доказательства (https://lifehacker.ru/effekt-pigmaliona/).

    Что касается второй части вопроса (дети гуляют на улице), то в ней речь идёт не о нежелании детей ходить в школу, а о безответственном отношении родителей и о непонимании смысла самоизоляции. Здесь тоже непосредственная задача учителя разъяснить им, что ребёнок может перенести заболевание бессимптомно, но есть опасность, что он принесёт вирус в семью, просто прикоснувшись к кнопке домофона, ручке входной двери в подъезде, к кнопке лифта. И это создаст угрозу старшим членам семьи. Главная цель режима самоизоляции – не избежать заражения, а распределить случаи заболеваний по времени и предотвратить резкий скачок заболеваемости в городе и стране в целом, чтобы российские врачи не оказались, как их итальянские коллеги, перед выбором, кому спасать жизнь, а кому просто дать обезболивающее, чтобы облегчить последние страдания. Если учителя будут проводить разъяснительную работу с родителями и детьми, то и гуляющих на улице станет меньше.

Вопрос: В чём может быть причина, если учащиеся не смогли присоединиться к видеоконференции в Zoom?

    При создании видеоконференции Zoom автоматически создаёт пароль для входа в неё. Возможно, Вы не сообщили учащимся этот пароль. Удобно, когда пароль автоматически включается в ссылку, которую Вы посылаете учащимся для входа в видеоконференцию. Для этого в разделе «Моя учётная запись» нажмите на «Настройки» и включите рычажки «Требовать установки пароля для идентификатора персональной конференции (PMI)» и «Включить пароль в ссылку на конференцию для подключение одним нажатием».

Вопрос: Где и как присоединиться к Сообществу учителей иностранного языка Ярославской области?