11 декабря 2019 года состоялась Малая конференция 1. Технологии формирования навыков XXI века в дошкольном детстве

Материалы конференции

11 декабря 2019 года работала конференция по дошкольному образованию Технологии формирования навыков XXI века в дошкольном детстве

В работе конференции приняли участие 299 участников из 17 муниципальных районов, представлявших органы исполнительной власти муниципалитетов, научно-педагогическое сообщество, дошкольные образовательные организации.

Открытие конференции

Открыла конференцию Киселева Лада Валентиновна, главный специалист отдела развития общего образования департамента образования Ярославской области. Она зачитала послание участникам конференции от Астафьевой Светланы Викторовны, первого заместителя директора департамента образования Ярославской области, поприветствовала участников и осветила основные направления политики в сфере дошкольного образования.

Блиц с экспертами «Точка перегиба: от дошкольного к школьному образованию»

Во время блица с экспертами на тему «Точка перегиба: от дошкольного к школьному образованию» мы затронули тему преемственности. Каким должен быть детский сад, чтобы готовить к современной школе? Как должна проектироваться деятельность детского сада, который ориентирован на современные навыки 4К.

Эксперты блица Киселева Лада Валентиновна, главный специалист отдела развития общего образования департамента образования Ярославской области, Серафимович Ирина Владимировна, проректор ГАУ ДПО ЯО ИРО, канд. психол. наук, Ефимова Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Копотюк Ирина Геннадьевна, директор ГПОАУ ЯО Рыбинского профессионально-педагогического колледжа, канд. пед. наук, Соколова Наталья Борисовна, специалист Государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования» описали современный детский сад: важной задачей педагогов в нем становится развитие сюжетно-ролевой игры и создание условий ее развития. В современном детском саду эффективно налажена система взаимодействия между педагогами и выстроена система наставничества и помощи новым сотрудникам. Современный детский сад – место для креативности ребенка, родителя и педагога, которое не хочется покидать.

Панельная дискуссия «Специалисты дошкольного образования XXI века: обучение на рабочем месте»

Панельная дискуссия «Специалисты дошкольного образования XXI века: обучение на рабочем месте»

Ведущий: Сергеева Г.В., старший преподаватель кафедры дошкольного образования

В рамках панельной дискуссии обсуждали важную тему поддержки профессионального развития педагогов дошкольных организаций.

Экспертами выступили заведующие и старшие воспитатели ДОО и методисты муниципальных методических служб и организаций дополнительного профессионального образования:

  • Богомолова Лидия Вадимовна, методист Муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Городской центр развития образования» г. Ярославль;
  • Герасимова Екатерина Владимировна, заведующий группами детей дошкольного возраста ГПОАУ ЯО Рыбинского профессионально-педагогического колледжа;
  • Смирнова Галина Александровна, руководитель отдела психолого-педагогического сопровождения МУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» г. Рыбинск;
  • Киселёва Светлана Анатольевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 44, г. Ярославль;
  • Филатова Галина Вячеславовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 44, г. Ярославль;
  • Сидорова Марина Анатольевна, педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 44,  г. Ярославль

Основные вопросы дискуссии:

  • Отличается ли педагог XXI века от педагога прошлого века? Изменяются ли требования к нему? Чем вызваны эти изменения?
  • Кто на «поле» профессионального образования, прежде всего, может (должен) гибко отреагировать на ситуацию изменений, чтобы поддержать педагогов: вузы и колледжи, система повышения квалификации или сами дошкольные организации?
  • Может ли дошкольная организация учить сама себя? Какие ресурсы у нее для этого есть?
  • Как связать задачи профессионального развития педагогических кадров, оценки и повышения качества образования и работы с командой?
  • В каком случае педагогические сообщества станут ресурсом для поддержки профессионального развития педагога?
  • У кого приоритет в определении того, чему и как учить педагогов?

В ходе разговора прозвучали и другие стороны обсуждаемой темы: поддержка молодых специалистов, эффективные форматы обучения педагогов на рабочем месте, неформальные лидеры профессионального обучения в коллективе, финансовая самостоятельность учреждений в приглашении тренеров, преподавателей под конкретные потребности коллектива и задачи развития качества образования.

Но всё-таки ключевым моментом, к которому неоднократно возвращалась дискуссия, стал вопрос доверия детским садам и педагогам в определении своих профессиональных потребностей, оценке сильных сторон работы учреждения и тех, что требуют улучшения, выбора чему, где и у кого они хотят учиться.

Приводим мнение одного из экспертов:
Лидия Вадимовна Богомолова
«Неоспоримо то, что требования к педагогу сегодня меняются. Здесь часто делают подмену причины следствием, говоря, что требования меняются, так как они предъявлены в Стандартах (ФГОС ДО и Профессиональном стандарте). Однако, требования предъявляет сама действительность, а Стандарты лишь объективируют эти «вызовы».

Стремительно развивается и меняется все: национальные приоритеты, технологии, условия, сами участники образовательного процесса. Мир, в котором будут жить наши воспитанники, мы с трудом представляем. Мы сами часто не обладаем теми компетенциями, которые позволят ребенку состояться в этом будущем, как в профессиональном, так и в жизненном плане.

В этой ситуации главным для педагога становится умение непрерывно учиться и состоять в постоянном диалоге с детьми, коллегами, родителями наших воспитанников. В этом педагогу также может оказать поддержку система повышения квалификации.

В диаде системы повышения квалификации и дошкольные организации особенно важно конструктивное взаимодействие и интеграция ресурсов.

При этом необходимо инициировать развитие систем внутриорганизационного обучения на научной основе в режиме совместного проектирования. Так, например, в Ярославле есть опыт такой работы в рамках сообщества «Школе проектирования»  (это прежде всего, успешные практики работы с кадрами в ДОУ №№ 44, 100, 182, 232, 233 и др).

На площадках «Школы проектирования» ресурсом для обучения педагогов внутри организации является совместная проектная деятельность управленцев, педагогов, и консультантов в одной команде. В этом общем движении к цели происходит интенсивный процесс обучения кадров, в том числе запускаются такие процессы, как  взаимообучение и самообразование.

В процессе работы над проектом выявляются дефициты профессиональной деятельности и принимаются  меры по их устранению в различных форматах (микро-семинары, краткосрочные курсы, работа с наставником и др.)

На мой взгляд, ответить на вопросы «Чему и как учить современного педагога?» может помочь обновленная  Региональная концепция развития  непрерывного образования, учитывающая многие успешные практики, сложившиеся за последние годы и лучшие научные разработки в этой сфере. 

Изучение и представление мировых и российских трендов, формирование ключевых компетенций педагога – приоритет  специально созданных организаций . У нас в области есть явный лидер в этой сфере, наш Институт развития образования. Большие надежды мы возлагаем на развитие сетевого взаимодействия между ИРО и вузами. Основной механизм - не конкуренция, а их сотрудничество и, конечно, союз науки и практики. При этом важно для каждой организации и педагогов научиться определять свои интересы и потребности, соотнося их с требованиями Стандартов и на этой основе выстроить свою систему внутриорганизационного обучения.

Дискуссионная площадка «Цифровое поколение: как и к чему готовить детей, которые окончат школу в 2030 году?»

В ходе пленарной части конференции работали различные дикуссионные площадки. Одной из них  была площадка «Цифровое поколение: как и к чему готовить детей, которые окончат школу в 2030 году?»

Вопросы, которые были обсуждены с залом, касались новых аспектов в работе педагога с детьми поколения цифровизации социума. Как и что необходимо менять в педагогической деятельности или меняться самим – вопросы, ответы на которые педагоги могли поискать в ходе дальнейших мероприятий конференции «Технологии формирования навыков XXI века в дошкольном детстве» 11.12.2019.

Кейс–сессия «Оценка качества дошкольного образования: как, с кем, зачем?»

Отвечая на вопрос, кто проводит оценку качества образования, Лопухина Юлия Алексеевна (МДОУ №133 г. Ярославль) представила результаты исследовательской работа «Соответствие предметно-пространственной среды в группе детского сада требованиям  ФГОС ДО»

 

Коточигова Елена Вадимовна представила данные, полученные в ходе исследования качества дошкольного образования в 2016 – 2017 – 2018 годах

 

Творческая мастерская «Разговор на равных: как научить ребенка мыслить и рассуждать?»

На площадке «Разговор на равных: как научить ребенка мыслить и рассуждать?» были представлены и обсуждены разнообразные практики педагогов Ярославской области. Своим опытом поделились:

Дергунова Любовь Викторовна (воспитатель МДОУ «Детский сад №226», г. Ярославль) о том, «как организовать развивающую дискуссию, как задавать открытые вопросы ребенку, чтобы способствовать его мыслительной деятельности, стимулировать рассуждения; позиция педагога как модератора – возможно ли это с детьми дошкольного возраста?» – пока вопросов больше, чем ответов.

 

С участниками площадки мы попробовали потренироваться задавать детям открытые вопросы. Оказалось, что не так всё и просто.

Результатами работы по реализации авторской программы эко- средовой арт-терапии поделилась Кожохина  Светлана Константиновна (старший педагог дополнительного образования ГОАУ ДО ЯО ЦДЮ,  г. Ярославль).

О своем опыте работы с детьми разновозрастной группы поделились Фролова Евгения Александровна и Бавыкина Светлана Алексеевна  (воспитатели дошкольной группы, МОУ Ивановская СОШ, Борисоглебский район): как сложно ребенку  порой сориентироваться в окружающем мире: что хорошо, а в чем можно посомневаться; что обозначает то или другое слово; в чем главное или чему учит сказка; как в процессе разных видов детской деятельности помочь ребенку понять смысл сложного понятия или действия.

В этом же направлении, используя технологию Светловской Н.Н. и Чиндиловой О.В. (авторов концепции по дошкольному литературному чтению (слушанию)), работают педагоги г. Ростова. Равлюк Екатерина Сергеевна (воспитатель МДОУ «Детский сад № 3 Золотая рыбка» г. Ростов) показала приемы педагогической деятельности по ознакомлению детей с текстами для дошкольников.

Элементы мастер-класса по созданию игровой ситуации приключенческой игры для дошкольников, способствующей формированию навыков игрового взаимодействия, индивидуального и совместного решения задач игрового этапа, продемонстрировала Давыдова Ирина Анварбековна (старший воспитатель, МДОУ «Детский сад №17»  г. Ростов). Сложная задача стояла перед участниками – не только выдержать все испытания, но и потом проанализировать, какие навыки приобретает ребенок в ходе подобной игры; сложились ли ситуации, где самому ребенку было необходимо включиться в игровой диалог, взаимодействие с другими участниками; где было сложно и пришлось подумать, где и как обратиться за помощью.

Тематическая площадка «Проигравших нет: почему нужно играть в детском саду?»

Рассуждение на тему, что за такое игра для дошкольника мы продолжили на секции «Проигравших нет: почему нужно играть в детском саду?». Казалось бы, тема не новая и не актуальная. Но на деле важным для современных педагогов дошкольного образования остается вопрос, как сбалансировать активность взрослого и активность детей? Где место игровой инициативе ребенка? Как найти время для игры? Как поддержать ее и создать условия для развития?

Докладчики тематической площадки Аскерова А.У. (воспитатель МДОУ Некоузский детский сад №3 ЯО, Новый Некоуз) и Скворцова Н.А.(воспитатель МДОУ детский сад №5 «Радуга», г. Тутаев) поделились своим опытом поиска ответа на этот вопрос, показав интересные практики поддержки творческой инициативы ребенка. Докладчики не случайно были приглашены на площадку – они стали победителями регионального конкурса по теме создания условий для игры. Докладчики поделились нестандартным и интересным взглядом на предметно-пространственную среду группы и пространства на улице, новым взглядом на позицию воспитателя. Слушатели площадки активно включились в обсуждение, вместе мы старались найти точки роста и развития качества.

Тематическая площадка «Раннее развитие: как учить самым актуальным навыкам и не навредить малышу?»

В рамках конференции 11 декабря 2019 г. на одной из секций/площадок состоялся разговор на тему «Раннее развитие: как учить самым актуальным навыкам и не навредить малышу?»

Интерес к данной проблеме проявили не только воспитатели, работающие в группах детей раннего возраста, но и педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, а также старшие воспитатели и заведующие ДОО из Ярославля, Переславля-Залесского, Некрасовского, Тутаевского, Некоузского, Мышкинского, Гаврилов-Ямского, Ростовского, Первомайского Борисоглебского, Пошехонского и Угличского муниципальных районов. Также участниками площадки стали специалисты ГЦРО, муниципальных Управлений Образования и методических служб.  Всего – 56 человек.

Отправной точкой разговора стало выступление представителя издательства «Русское слово» Н.Н. Плаксиной (г. Москва), посвященное особенностям основной образовательной программы дошкольного образования «Первые шаги» (авт. Е.О. Смирнова, Г.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова). Содержание выступления задало векторы дальнейшего обсуждения:

- раннее развитие не как опережающее развитие, не как ранняя помощь/раннее вмешательство, а как создание условий для полноценного развития ребенка раннего возраста;

- какие подходы к раннему развитию можно назвать «вечными», какие – модными, какие – перспективными.

Интересно, что спикерами площадки стали не воспитатели, а узкие специалисты, работающие с детьми в возрасте от нескольких месяцев до 3-х лет и их родителями в формате консультационных пунктов, и в рамках психолого-педагогического сопровождения детей, посещающих ДОО:

1. Трубохина Екатерина Игоревна, педагог-психолог МДОУ «Детский сад «Березка» г. Переславль-Залесский

2. Катерина Любовь Валентиновна, педагог-психолог, и Бахтурина Наталия Николаевна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 10» г. Ярославля      

3. Васильева Екатерина Андреевна, педагог-психолог     МДОУ «Детский сад №25» г. Ярославля

4. Федорова Мария Юрьевна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад 179» г. Ярославля

5. Соловьева Марина Владимировна, педагог-психолог МДОУ № 23 «Ромашка» Тутаевского МР

Акцент все специалисты сделали на объединение усилий ДОО и семьи в работе с детьми раннего возраста, выделив несколько наиболее важных содержательных направлений информационной поддержки и консультационной помощи родителям малышей:

- определение актуальных для возраста и для каждого конкретного ребенка возможностей (или «окон») развития;

- приоритет двигательного, речевого, познавательного, эмоционального развития ребенка раннего возраста с опорой  на его активности (совместная со взрослым деятельность и «самодостаточная», т.е. самостоятельная деятельность);

- понимание рисков неадекватного подхода к созданию условий раннего развития в семье и ДОО.

Тематическая площадка. «Эмоциональный интеллект – путь к сердцу цифрового поколения»

Тематическая площадка «Эмоциональный интеллект – путь к сердцу цифрового поколения» собрала людей, заинтересованных вопросами по данной тематике.

Почему сегодня это так актуально? Где найти место в режиме дня для такой работы? Как организовать среду, где можно не только освободиться от негативных эмоций, но получить опыт создания детьми собственных правил в группе, помочь самому себе и другим в решении разнообразных ситуаций? На эти и другие вопросы попробовала ответить в своих выступлениях из опыта работы Закирова Екатерина Александровна (воспитатель МОУ «Средняя школа поселка Ярославка» Ярославского МР).

Терентьева Ирина Борисовна (старший воспитатель МОУ «Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского» Ярославского МР) провела игровой тренинг, в ходе которого участники побывали в разных ситуациях жизни детей группы (игры, разрешение конфликтов, совместность взрослого и ребенка  в создании игровой среды в группе) и др.

В работе данной площадки участвовали представители управленческих и педагогических команд регионального проекта «Реализация комплексной программы развития личностного потенциала».

Творческая мастерская «Математика вокруг»

Секция «Математика вокруг»  погрузила участников в интересные практики математического развития. Часто можно встретиться со стереотипом, что развитие математических представлений должно быть организовано в урочной форме, с применением специальных пособий и раздаточного материала.

Докладчики  Артемчик Л. С., (воспитатель МДОУ «Детский сад №226», г. Ярославль), Евграфова Е. Н., (воспитатель МДОУ «Детский сад №44», г. Ярославль), Скворцова О. А., (воспитатель МДОУ «Детский сад №174», г. Ярославль), Берсенева Л. Ю., Артемьева Н. В., (воспитатели МДОУ № 65, г. Ярославль)  показали альтернативные способы развития математических способностей в ежедневных событиях – обсуждая дату и день недели, в подвижных совместных играх, в кинезиологических упражнениях, которые развивают понимание пространства тела и пространство вокруг. Благодаря игровому формату проведения участники смогли на себе испытать все практики и найти новые контакты для сотрудничества.

Тематическая площадка «Игрушки для детей будущего: деревянные кубики или роботы?»

Игрушки для детей будущего: деревянные кубики или роботы?

Модератор: Сергеева Г.В.

Кубики или роботы? Роботы или кубики?

Какие игрушки нужны современным детям? Становятся ли неактуальными простые деревянные игрушки? Чему может научить детей интерактивное оборудование? Что выбрать педагогам и родителям для развития у детей  навыков XXI века?

Над этими вопросами размышляли участники тематической площадки. Обсуждали, какой образовательный потенциал есть у этих видов игрушек и почему педагоги, родители отдают предпочтение тому или иному оборудованию?

Своей точкой зрения на эти вопросы также поделились Иван Колоколов (ООО «СТЕМКО») и Михаил Машинец (мастерская «Сказки дерева»).

В завершении встречи участники «примирили» старые и новые игрушки, объединив их в одном игровом пространстве.

Тематическая площадка «Нескучные игры: как придумать для детей интересный досуг в домашних условиях?»

В рамках малой конференции по дошкольному образованию 11 декабря 2019 года работала тематическая площадка «Нескучные игры: как придумать для детей интересный досуг в домашних условиях?» Что можно делать на секции с таким названием? Участники площадки (а это воспитатели, педагоги-психологи, учителя-логопеды, старшие воспитатели ДОО, специалисты ГЦРО из Ярославля, Переславля-Залесского, Некрасовского, Тутаевского, Некоузского муниципальных районов) вспоминали свой детский опыт; рассуждали и выявляли общие черты любимых детских дел; участвовали в работе творческой лаборатории, подбирая или изобретая самые интересные игры для детей дошкольного возраста.

Игротека

    Выставка методических материалов, игр, игрушек, пособий