Региональная научно-практическая конференция
«Организация щадящего, стандартного и опережающего обучения
школьников на основе ЛСМ-мониторинга»

Программа
Презентация: "Лингвосоциометрия и лингвистический социокультурный мониторинг"

27 ноября 2009 года в п. Фоминское Тутаевского муниципального района Ярославской области на базе Фоминской СОШ состоялась региональная научно-практическая конференция «Организация щадящего, стандартного и опережающего обучения школьников на основе ЛСМ-мониторинга», организованная кафедрой гуманитарных дисциплин ИРО, педагогами Фоминской СОШ Тутаевского муниципального района и Красноткацкой СОШ Ярославского МР Ярославской области при непосредственном участии администрации и Департамента образования администрации Тутаевского МР Ярославской области. В ней приняли участие 140 ученых, руководителей муниципальных систем образования, образовательных учреждений, учителей, других специалистов ярославской региональной системы образования.

Цель конференции – обобщение и апробация результатов педагогических экспериментов, проведенных в Ярославской области под научным руководством к.филос.н., доц. кафедры гуманитарных дисциплин Г.В. Парамонова в рамках «объемной» образовательной технологии, основанной на лингвосоциометрии (изучении социокультурных типов языковых компетенций субъектов учебно-воспитательных процессов и пространств их общения) и ЛСМ-мониторинге (определении динамик освоения школьниками разных видов учебной информации средствами системы «Электронный журнал»); определение перспектив развития новых образовательных технологий и систем в свете внедрения государственных образовательных стандартов второго поколения; обсуждение результатов научно-методических исследований и практического опыта в области естественнонаучного и гуманитарного образования.

На пленарном заседании (предс. – к.филос.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ИРО Г.В. Парамонов) с приветственным словом обратился к участникам конференции доктор медицинских наук, профессор, заместитель главы администрации Тутаевского МР ЯО В.А. Шабалин. Директор Департамента образования администрации Тутаевского МР ЯО О.Н. Иванова выступила с докладом «Приоритетные направления развития системы образования Тутаевского муниципального района». Г.В. Парамонов представил доклад «Содержание понятий «лингвосоциометрия» и «лингвистический социокультурный мониторинг». Директор Красноткацкой СОШ Ярославского МР М.П. Мухина сообщила о проблемах дифференцированного обучения в современной школе.

На секции «ЛСМ и ЛСМ-мониторинг в начальной школе» (рук. – заместитель директора Красноткацкой СОШ О.А. Егорычева; Почетный работник общего образования РФ, заместитель директора Фоминской СОШ Л.В. Шувалова; консультант-методист – методист кафедры гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО Л.Г. Никифорова) были заслушаны доклады и сообщения о результатах ЛСМ-эксперимента в начальных классах Красноткацкой СОШ Ярославского МР на базовой экспериментальной площадке ГОУ ЯО ИРО «Управление формированием ключевых компетенций школьников на основе системы «Электронный журнал», ЛСМ и ЛСМ-мониторинга», об опыте работы учителей начальной школы по надпредметной образовательной программе «Чтение», о преподавании русского языка и литературного чтения в начальной школе на основе ЛСМ и ЛСМ-мониторинга, формах анализа образовательных ситуаций в первых классах, языковых и культурных гарантиях достижения образовательного результата, проблемах логопедии в современной школе, формировании УУД у младших школьников и формах дифференцированного обучения на уроках русского языка.

На секции «ЛСМ и ЛСМ-мониторинг в средней школе» (рук. – заместитель директора СОШ № 9 г. Переславля-Залесского В.Ф. Забавина, научный консультант – к.филос.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО Г.В. Парамонов) рассмотрены результаты ЛСМ-эксперимента в СОШ № 9 г. Переславля-Залесского на базовой экспериментальной площадке ГОУ ЯО ИРО «Управление формированием ключевых компетенций школьников на основе системы «Электронный журнал», ЛСМ и ЛСМ-мониторинга», вопросы дифференциации школьников при обучении русскому языку и литературе в средних и старших классах, формы личностно ориентированного подхода при обучении истории и обществознанию, работа с информацией на уроках истории, индивидуальный подход к учащимся на уроках биологии, организация учебного процесса по данным психодиагностики, ЛСМ и ЛСМ-мониторинга.

На секции «Надпредметная образовательная программа «Чтение» в Фоминской СОШ Тутаевского МР» (рук. – заместитель директора Фоминской СОШ И.В. Орлова, научный консультант – к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО Т.Н. Гущина) представлен опыт разработки и апробации надпредметной образовательной программы «Чтение» в рамках базовой экспериментальной площадки ГОУ ЯО ИРО в Фоминской СОШ «Формирование культуры чтения средствами системы «Электронный журнал»». Заслушаны и получили одобрение доклады о формировании рабочих программ в условиях ЛСМ-эксперимента, организации внеклассной работы по программе «Чтение», искусстве выразительного чтения, информационной переработке текста, основных формах речи.

На секции «Роль библиотеки в современной школе» (рук. – заведующая библиотекой Фоминской СОШ Г.С. Суворова) выступили работники библиотек, представители общественности Тутаевского МР с докладами о современных формах библиотечной работы в школах, опыте работы Центральной детской библиотеки им. Н.Н. Носова в г. Тутаеве, организации издательского дела в МОУ СОШ № 6, формах помощи ребенку в развитии читательских компетенций, истории и перспективах развития детского чтения на основе данных ЛСМ и ЛСМ-мониторинга.

По окончании работы секций состоялись мастер-классы «Мастерская ценностных ориентаций» (преп. Т.Н. Гущина, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО) и «Определение социокультурных типов языковых компетенций» (преп. Г.В. Парамонов, к.филос.н., учитель русского языка и литературы высшей категории, доцент каф. гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО).

На заключительном круглом столе (рук. – к.филос.н., доц. каф. гуманитарных дисциплин Г.В. Парамонов) обсуждены основные итоги конференции. Участники конференции в ходе секционной работы и непосредственно на круглом столе одобрили результаты проведенных в Ярославской области педагогических экспериментов на базовых площадках ГОУ ЯО ИРО «Управление формированием ключевых компетенций школьников на основе системы «Электронный журнал», ЛСМ и ЛСМ-мониторинга» и «Формирование культуры чтения средствами системы «Электронный журнал»», принципы «объемной» образовательной технологии, предполагающей лингвосоциометрию (изучение социокультурных типов языковых компетенций субъектов учебно-воспитательных процессов и пространств их общения) и ЛСМ-мониторинг (определение динамик освоения школьниками разных видов учебной информации средствами системы «Электронный журнал»). Определено, что новая «объемная» образовательная технология, основанная на изучении лингвистических социокультурных типов языковых компетенций учащихся и ЛСМ-мониторинге, как и разработанные в ходе ЛСМ-экспериментов системы обучения и воспитания в начальной и средней школах, надпредметная образовательная программа «Чтение», отвечают концепции УУД и способствуют внедрению государственных образовательных стандартов второго поколения. Обсуждение результатов научно-методических исследований в области ЛСМ и ЛСМ-мониторинга, опыта преподавания естественнонаучного и гуманитарного знания по новой «объемной» образовательной технологии показало, что они применимы не только на базовых экспериментальных площадках ИРО, но и в других образовательных учреждениях области. Председатель пленарного заседания, руководители и консультанты секций отметили высокий научный уровень, практическую значимость докладов и сообщений, корректность и глубину дискуссий, содержательность мастер-классов.

Участники круглого стола выразили слова благодарности администрации, Департаменту образования Тутаевского муниципального района, администрации и всему педагогическому коллективу Фоминской СОШ, обеспечившим четкую работу конференции на каждом ее этапе.

В ходе круглого стола были одобрены предложения о расширении поля взаимодействия всех участников учебно-воспитательных процессов и социальных партнеров школ по вопросам ЛСМ и ЛСМ-мониторинга; необходимости усилить внимание занятых в экспериментах педагогов к проблеме преемственности обучения в начальной и средней школах, при переходе детей из 4-х в 5-е классы; о формировании банка инновационных идей и обучении преподавателей гуманитарных предметов лингвосоциометрии и ЛСМ-мониторингу на курсах повышения квалификации, специальных семинарских и практических занятиях; о необходимости согласования учебных программ в рамках ассоциации школ, где идут или готовятся эксперименты по реализации «объемных» образовательных технологий, разработке программы взаимодействия (сотрудничества) школ, участвующих в ЛСМ-эспериментах; системном использовании возможностей внешнего социума при формировании культуры чтения; расширении системных взаимодействий при реализации надпредметной образовательной программы «Чтение»; организации системы повышения квалификации педагогов непосредственно в рамках проекта.

Предс. оргкомитета конференции, к.филос.н.,
доц. каф. гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО Г. Парамонов