Кафедра общей педагогики и психологии

 

Адрес: 150014,
г. Ярославль,
ул. Богдановича, 16
каб. 304, 405
Тел.:(8-4852) 23-08-14
E-mail: copp@iro.yar.ru

Заведующий кафедрой

Назарова
Инна Григорьевна
, кандидат педагогических наук, доцент.


Клуб по гуманной педагогике

Интегратор: Кочкина Любовь Вадимовна,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО Институт развития

«Гуманную Педагогику  может творить только гуманной души человек.
Ее нельзя творить одним лишь интеллектом,  интеллект нужно пропустить через
доброе сердце,  чтобы получилась добрая и радостная педагогика»
Ш.А. Амонашвили.

Идеи гуманной педагогики служат целям духовно-нравственного становления детей, воспитания благородного, великодушного человека. Принципы гуманной педагогики существуют в противовес распространенному авторитарному педагогическому мышлению, заложены в классической педагогической мысли Ш.А. Амонашвили, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака, С.Соловейчика и др. и раскрывают идеи вдохновения, сердечности, добра, красоты, великодушия, духовности образовательного пространства.

Осенью 2011 года в ИРО для педагогических работников прошел авторский мастер-класс «Основы гуманно-личностного подхода в образовании» выдающегося ученого, педагога-новатора, академика РАО, доктора психологических наук, профессора МГПУ Шалвы Александровича Амонашвили. Ш.А. Амонашвили является создателем направления гуманной педагогики и вдохновителем педагогических объединений в городах России и др. стран. 

Клуб гуманной педагогики возник из творческого коллектива единомышленников, которые воплощают идеи гуманной педагогики в своей практике, и реализуется через призму приоритетных направлений деятельности КОПиП: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и психолого-педагогическое сопровождение развития личности обучающегося (одаренных детей).

Цель: создание образовательной среды для педагогов РСО на основе принципов гуманно-личностного подхода, накопление и трансляция педагогического опыта реализации гуманной педагогики в практической деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с принципами гуманной педагогики, практическим опытом реализации гуманно-личностного подхода в РФ, в Украине, Прибалтике и др.; актуализировать классику педагогической мысли, педагогики сотрудничества и сотворчества.
  2. Проектирование уроков, занятий по гуманной педагогике как универсальному средству развития личности ребенка и ранней профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
  3. Проектирование уроков, занятий по гуманной педагогике, направленных на поддержку одаренных детей
  4. Проводить педагогические мастерские по разработке уроков, занятий, проектов по гуманной педагогике.
  5. Создать копилку педагогического опыта по гуманной педагогике.
  6. Обобщить информационные, методические, аудио и видеоматериалы по темам встреч клуба.
  7. Приглашать с мастер-классами педагогов, воплощающих в жизнь систему гуманной педагогики.   
  8. Проводить семинары, круглые столы по тематике гуманно-личностного подхода.

К участию в деятельности клуба каждую последнюю среду месяца в 16.00 приглашаются учителя, педагоги дополнительного образования детей, психологи, родители – все неравнодушные к детству и насыщению своего внутреннего мира и образования гуманностью.


21 мая 2013 года состоялось заключительное в этом учебном году заседание Клуба по гуманной педагогике. Мы общались, подводили итоги нашей сердечной работы за год.

  • В течение учебного года участники Клуба обменивались разработками занятий, творческих заданий, видеофрагментами и др. ресурсами, позволяющими проводить гуманные уроки.
    • На курсах переподготовки социальный педагог-психолог семейного профиля подготовлено уже три диплома на темы гуманной педагогики.
    • Семь участников Клуба посетили Международные чтения по гуманной педагогике в г. Москва. Акция «Уроки доброты», которая проводится с 2011 года ежегодно в марте в русле гуманной педагогики, в этом году была проведена и нашими членами Клуба.
    • Уроки доброты прошли в ЦДОД «Перспектива». Урок доброты для учеников 1 класса был проведен И.М. Себелевой. Это открытое мероприятие посетили члены кафедры, студенты ЯГПУ и педагоги СОШ №13. Урок не оставил равнодушным ни детей, ни присутствующих взрослых и поразил своей глубиной, нравственным смыслом и любовью к детям.
    • Уроки доброты разрабатываются Школе дистанционного обучения, в СОШ №13 и др. учреждениях города.
    • В рамках Клуба проведены мастер-классы педагогами Кракшиной Т. В., Себелевой И.М.

Благодарим всех педагогов, поддерживающих и воплощающих в жизнь идеи гуманной педагогики.  Желаем всем нам творческих успехов и новых открытий на ниве гуманной педагогики!

Приглашаем участвовать в работе Клуба по гуманной педагогике с сентября 2013 года!

* * *

23 апреля 2013г. состоялось очередное заседание Клуба по гуманной педагогике. Встреча была вдохновлена прошедшими в марте в МГПУ Международными педагогическими чтениями «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее».

И.М. Себелева, педагог ЦДОД «Перспектива» выступила с сообщением «Духовный гуманизм – стержневое понятие гуманной педагогики». Мы не только размышляли все вместе, но и сделали маленькие творческие работы на тему «Духовный гуманизм». «Понятия Духовность и Гуманность переплетаются друг с другом как смысл и путь, как содержание и форма. Вместе они образуют смысл гуманной педагогики: гуманная педагогика есть теория и творческая практика становления личности растущего человека через систему содержания и средств, разрабатываемых на основе понятия духовного гуманизма» (Манифест гуманной педагогики, 2011).

Л.В. Янковская, педагог ЦДТ «Россияне», член Союза композиторов, музыкант рассказала о «Роли музыки в педагогическом процессе, построенном на принципах гуманной педагогики». Сообщение о музыке перемежалось живым звуком, музыкальными иллюстрациями к тексту, что создало творческую, вдохновенную атмосферу. Вся  встреча была посвящена проработке идей Манифеста гуманной педагогики в соприкосновении с темами, поднятыми на Чтениях.

* * *

27 февраля 2013 года состоялось очередное заседание Клуба по гуманной педагогике, посвященное Международной акции «Уроки доброты».  В заседании Клуба приняли участие учителя, педагоги дополнительного образования детей, педагоги-психологи, сотрудники ИРО.

Встреча началась торжественно с гимна гуманной педагогики. В рубрике «Великие классики педагогической мысли» мы прикоснулись к жизненному пути и творческому наследию К.Д. Ушинского. Свое выступление «Знакомый незнакомый Ушинский» представила О.Е. Хабарова, руководитель Центра мониторинговых исследований ИРО. После содержательного выступления, отражающего авторскую позицию, участникам Клуба представилась возможность получить СD с электронной версией первоисточника педагогических трудов К.Д. Ушинского, подготовленных Центром мониторинговых исследований.

Следующая рубрика Клуба была посвящена «Созвездию уроков доброты». Три года назад сотни учителей в самых разных уголках России, Украины, Беларуси, Латвии, Эстонии, Литвы впервые одновременно провели Уроки Доброты. Это был своеобразный дар сердца Шалве Александровичу Амонашвили в его Юбилей. С этого времени проведение Уроков доброты в первые дни весны стало традицией у приверженцев гуманной педагогики. Мы посмотрели видеоролик о проведении Уроков доброты, познакомились со сборником  «Добро творящий творит Жизнь». В ходе заседания Клуба появилось предложения внести на сайт в раздел Клуба календарь событий гуманной педагогики и совместными творческими усилиями наполнять его.

В рубрике «Наш опыт» выступила Т.В. Кракшина, учитель технологии и музыки Лучинской СОШ, с приемами работы, которые могут использоваться на Уроках доброты. Все вместе мы попробовали технику квиллинга и оценили широкие возможности ее применения в педагогической практике.

 Конечно, самый лучший урок тот, где торжествуют не слова о доброте, а чувства и добрые дела. В этом году Уроки Доброты, как и Международные чтения по гуманной педагогике, предлагается посвятить памяти Валерии Гивиевны Ниорадзе, назвав их «Уроками Доброты и Любви».

Мы предлагаем всем педагогам, у которых эта идея нашла сердечный отклик провести их 4 марта или в течение марта 2013 года по теме, предложенной Международным центром гуманной педагогики  «Как проявлять мощь сердца». Ведущая идея: «Чтобы делать добро, надо им обладать» Аристотель.

Лейтмотивом урока пусть нам послужат слова Шалвы Александровича Амонашвили:

«Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -Твори добро. Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -Твори добро. Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро. Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -Твори добро. Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, Ибо никто не властен над твоим добром…»

Приглашаем к сотрудничеству! Сотворим добро вместе!

С удовольствием ответим на все ваши вопросы, окажем помощь в подготовке и проведении Уроков Доброты.  Тел. 48-60-23