Сервис-гид ИРО

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

  

В рамках реализации субсидии из федерального бюджета Ярославской области на поддержку мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в рамках задачи 2 «Развитие современных механизмов и технологий общего образования» по мероприятию: 2.4. «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» изданы книги:

Выявление и формирование личностных результатов образования: учебно-методическое пособие / Н. П. Ансимова, О. В. Большакова, О. Н. Кащеева [и др.] ; под общ. ред.
Н. П. Ансимовой, И. В. Кузнецовой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016 — 125 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-49-5

Издание содержит характеристику понятия «личностные результаты», их структуру и показатели, описание проявления личностных результатов в деятельности и поведении младших школьников, процедуру и методы их выявления, рекомендации по формированию и развитию.
Издание предназначено для практических психологов, педагогов и руководителей образовательных учреждений, преподавателей и студентов психологических факультетов вузов и всех специалистов, обеспечивающих реализацию новых стандартов общего образования.

Модернизация содержания и технологий обучения предметной области «География» : методические рекомендации / сост. И. С. Синицын; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 144 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-47-1

Методические рекомендации включают в себя обобщение накопленного опыта использования отдельных технологий обучения и формирования предметных, метапредметных, личностных результатов по учебному предмету «География».
Пособие адресовано учителям географии; методистам, курирующим данную предметную область; педагогам дополнительного образования; студентам педагогических вузов по профилю подготовки — географическое образование.

Томчук С. А., Фалетрова О. М.
Модернизация содержания и технологий обучения учебного предмета «Музыка»: методические рекомендации / С. А. Томчук, О. М. Фалетрова; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 115 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-46-4

В методических рекомендациях представлен региональный подход Ярославской области к модернизации технологий и содержания учебного предмета «Музыка» в основной школе: определены подходы к проектированию программы учебного предмета «Музыка», раскрыты технологии формирования личностных, метапредметных, предметных результатов в рамках учебного предмета «Музыка», даны рекомендации по оцениванию планируемых результатов.
Методические рекомендации предназначены для учителей музыки, студентов музыкально-педагогических факультетов, заместителей директоров общеобразовательных школ.

Гайнутдинов Р. М., Зайцева Н. В., Константинова В. Г.
Управление образовательной организацией: методические рекомендации / Р. М. Гайнутдинов, Н В. Зайцева, В Г. Константинова; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 102 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-48-8

В методических рекомендациях представлен опыт управления образовательной организацией в условиях введения и реализации ФГОС ООО в Ярославской области.
В рекомендациях представлены возможные подходы, методы и технологии управления введением и реализацией ФГОС с учетом необходимости перепроектирования ООП в соответствии с последними требованиями и на основе имеющегося опыта управленческой деятельности в сфере общего образования в регионе.
Методические рекомендации предназначены директорам и завучам школ, а также работникам системы повышения квалификации.

Абрамова С. В., Тимошина Н. В.
Модернизация содержания и технологий обучения учебного предмета «Изобразительное искусство» : методические рекомендации / С. В. Абрамова, Н. В. Тимошина; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 93 с. (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-53-2

В методических рекомендациях представлен региональный подход, реализуемый в Ярославской области, в рамках модернизации технологий и содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» в основной школе: определены подходы к проектированию программы учебного предмета «Изобразительное искусство», раскрыты технологии формирования личностных, метапредметных, предметных результатов в рамках учебного предмета «Изобразительное искусство», даны рекомендации по оцениванию планируемых результатов.

Харитонова Л. А., Страхова Н. В.
Организационное и методическое обеспечение модернизации школьного исторического образования : методические рекомендации / Л. А. Харитонова, Н. В. Страхова; под. общ. ред. А. В. Золотаревой — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 125 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-56-3

В основу методических рекомендаций положен опыт Ярославского региона по модернизации системы школьного исторического образования. В рекомендациях рассматриваются вопросы организационного и методического аспектов преподавания истории на основе ФГОС и историко-культурного стандарта, вопросы планирования регионального компонента в курсе отечественной истории, формирование универсальных учебных действий средствами современных образовательных технологий с использованием образовательного и воспитательного потенциала школьного музея, вопросы организации сетевого взаимодействия при сопровождении процессов модернизации школьного исторического образования.
Методические рекомендации предназначены специалистам органов образования муниципальных районов, школьным учителям истории.

Полищук С. М.
Методическое сопровождение развития кадрового потенциала: методические рекомендации / С. М. Полищук, О. В. Тихомирова, Г. В. Куприянова, О. Н. Наумова, Е. А. Патокина; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 107 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-55-6

Данные методические рекомендации адресованы специалистам, осуществляющим постдипломное образование педагогов: специалистам центров развития образования, методистам, тьюторам, сопровождающим профессиональное развитие педагога, преподавателям учреждений дополнительного профессионального образования, и включают в себя обобщенный опыт методического сопровождения развития кадрового потенциала региональной системы образования в условиях реализации ФГОС общего образования. В пособии приведены сущностные характеристики методического (научно-методического сопровождения) развития кадрового потенциала в условиях изменений, дано описание основных этапов разработки программы методического сопровождения.

Страхова Н. В., Харитонова Л. А.
Модернизация содержания и технологий предметной области «Обществознание»: методические рекомендации / Н. В. Страхова, Л. А. Харитонова; под общ. ред. А. В. Золотаревой — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 105 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN978-5-906776-57-0

В методических рекомендациях обобщается уникальный опыт учителей и преподавателей Ярославской области по переходу на ФГОС. Представлена корректировка содержания курса «Обществознание» при переходе на ПОП ООО и на преподавание обществознания с 6 класса. Большое внимание авторы уделили использованию активных образовательных технологий на уроке обществознания, показали принципы включения игры в образовательную деятельность, учебно-исследовательской деятельности. Дается актуальный материал обсуждения концепции преподавания обществознания учителями Ярославской области.
Методические рекомендации предназначены для учителей обществознания, работающих в основной и старшей школе, методистов муниципальных методических служб.

Цамуталина Е. Е.
Модернизация технологий и содержания обучения предметной области «Технология»: методические рекомендации / Е. Е. Цамуталина; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 87 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-61-7

Методические рекомендации представляют региональный опыт модернизации содержания и технологий обучения по учебному предмету «Технология» в основной школе в соответствии с ФГОС ООО, с учетом ПООП ООО и особенностей экономического развития региона. Определены подходы к формированию предметного содержания, к проектированию учебных программ, предложены модели реализации содержания, раскрыты технологии формирования личностных, метапредметных, предметных результатов в рамках учебного предмета «Технология».
Рекомендации адресованы учителям технологии, руководителям общеобразовательных организаций, методистам.

Создание региональной сети информационно-библиотечных центров общеобразовательных организаций : методические рекомендации / С. В. Карастелина, Н. В. Потехин, А. Н. Смирнова [и др.] ; под общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 85 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-64-8

В методических рекомендациях рассматриваются вопросы модернизации школьных библиотек Ярославской области, их преобразования в современные информационно-библиотечные центры (ИБЦ) и создания региональной сети школьных ИБЦ, главный принцип деятельности которой — сетевое взаимодей-ствие. Представлен опыт школьных ИБЦ по организации образовательного процесса, реализации сетевых событий. Рассмотрены этапы создания регио-нальной сети школьных ИБЦ, необходимое ресурсное обеспечение: кадровое, научно-методическое, нормативно-правовое, информационное и технико-технологическое. В рекомендациях представлены результаты мониторинга со-стояния школьных библиотек, выявленные дефициты и программа обучения школьных команд.
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов образования муниципальных районов, руководителей образовательных организаций, библиотекарей, учителей предметников и методистов муниципальных методических служб.

Модернизация содержания и технологий обучения математике : методическое пособие / М. Л. Зуева, С. М. Головлева, М.  П. Кривунь [и др.]; под общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 126 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-67-9

В пособии предложены подходы к разработке методической системы обучения математике в соответствии с новыми требованиями к образовательным результатам Федерального государственного образовательного стандарта, предполагающими пересмотр целевого, содержательного, организационного и проектировочного компонентов этой системы.
Пособие адресовано учителям, преподавателям математики образовательных организаций, заместителям директора, методистам региональных и муниципальных методических служб.

Крылова С. С., Балуева Е. Б., Фалина А. Н.
Система оценивания метапредметных результатов обучающихся начальной школы: инструктивно-методические и диагностические материалы / С. С. Крылова, Е. Б. Балуева, А. Н. Фалина. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 118 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-71-6

Внедрение в практику работы школ нового образовательного стандарта не только влечёт за собой принципиальные изменения в подходах к оцениванию образовательных результатов школьников, но и существенно меняет организацию образовательного процесса в целом. В данных материалах представлены подходы к оценке достижений 16 метапредметных результатов обучающихся, определённых ФГОС НОО, а также даны пакеты инструктивно-методических материалов для рубежной оценки метапредметных результатов школьников. Автоматизированная программа обеспечит обработку, обобщение и графическое представление результатов каждого учащегося, класса и школы в целом.
Данные материалы позволяют совершенствовать внутришкольную систему оценки, способствуют обеспечению результативности образовательного процесса, предназначены специалистам, занимающимся оценочными процедурами на разных уровнях.