II Всероссийский съезд краеведов-филологов
26-27 января 2017 года

Воспитание гражданской идентичности средствами краеведения

26 января 2017 года

Диалоговая площадка № 1. Краеведческий аспект филологического образования

С участием

  • Крупиной Надежды Леонидовны, главного редактора журнала «Литература в школе»
  • Ильиной Людмилы Анатольевны, главного редактора журнала «Вестник детско-юношеского туризма»
  • Журавлева Виктора Петровича, автора УМК по литературе, ведущего эксперта издательства «Просвещение»
  • Донсковой Ольги Вячеславовны, главного методиста по русскому языку и литературе Объединенной издательской группы «ДРОФА - ВЕНТАНА»

Организаторы:

  • ЯРО АССУЛ
  • кафедра гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО
  • филологический факультет ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

Модераторы:

  • Родонова Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, декан факультета русской филологии и культуры ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К. Д. Ушинского
  • Лукьянчикова Наталья Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы, заместитель декана факультета русской филологии, ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К. Д. Ушинского
  • Ховрина Татьяна Константиновна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

Кураторы:

  • Киселёва Наталья Витальевна, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», кандидат культурологии
  • Шустина Ирина Викторовна, заведующий кафедрой журналистики и издательского ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К. Д. Ушинского
  • Место проведения: ЯГПУ, филологический факультет (Которосльная набережная, 46), центр региональных исследований имени Г. Г. Мельниченко; отдел редкой книги; музей К. Д. Ушинского

Время работы площадки: 14.00-17.30

Программа

  • Приветствие участников диалоговой площадки

    • Воронин Николай Павлович, профессор, кандидат психологических наук, директор института филологии и культуры ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К. Д. Ушинского
    • Родонова Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, декан факультета русской филологии и культуры ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К. Д. Ушинского 6

  • Жива ли в современной школе «вечно живая классика и созвучна ли ей современная литература?»
    Крупина Надежда Леонидовна, главный редактор журнала «Литература в школе»
  • Духовный вектор «Золотого» кольца России
    Ксенофонтов Игорь Валерьевич, доцент кафедры литературы, Калужский Государственный университет имени К. Э. Циолковского, г. Калуга
  • Содержание, принципы и методы краеведческой подготовки будущего учителя-словесника
    Ерохина Елена Ленвладовна, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Институт филологии, заместитель директора
  • Взаимодействие образовательных учреждений, музеев и турбизнеса по организации поездок по литературным местам
    Ильина Людмила Анатольевна, кандидат экономических наук, главный редактор журнала Вестник детско-юношеского туризма
  • Н.А. Некрасов и Ярославский край
    Красильников Григорий Владимирович, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н. А. Некрасова «Карабиха»
  • Кейс-презентация Регионального лингвистического центра им. Г. Г. Мельниченко
    Ховрина Татьяна Константиновна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, руководитель регионального центра лингвистических исследований им. Г. Г. Мельниченко

Секционные заседания

Секция 1. Язык и культура родного края
(ауд. 313)

Руководитель секции
Ховрина Татьяна Константиновна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, руководитель регионального центра лингвистических исследований им. Г. Г. Мельниченко

  • От особенностей регионального фольклора к литературному краеведению (карело-финский эпос «Калевала»)
    Коновалова Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры филологического образования ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»
  • Работа с диалектными словарями на уроках русского языка как средство формирования и развития культуроведческой компетенции обучающихся
    Жаренов Александр Владимирович, учитель русского языка и литературы, филиал ГКОУ МО ВСОШ № 18; председатель Мурманского регионального отделения ООО АССУЛ; г. Мурманск
  • Учебная экскурсия «Путешествие во времени: изменение топонимики» как внеаудиторная форма освоения культурного наследия 7
    Киселева Наталья Витальевна, кандидат культурологии, доцент, ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», г. Ярославль
  • Мы память бережно храним…
    Шувалова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Средняя школа № 28 им. А. А. Суркова», г. Рыбинск, Ярославская область
  • Ролевая игра для старшеклассников в форме пресс-конференции «Ярославль красоты неописанной, всюду Волга и всюду история …»
    Шарова Александра Дмитриевна, методист, МУ ДПО «Информационно-образовательный центр», г. Тутаев, Ярославская область
  • Спасибо за наследие, согретое сердцем…
    Карамышева Ирина Александровна, заместитель директора по воспитательной работе, гимназия № 8 им. Л. М. Марасиновой, г. Рыбинск, Ярославская область

Секция 2. Литература родного края в контексте отечественного литературного процесса
(ауд. 319)

Руководитель секции
Скибинская Ольга Николаевна, кандидат культурологии, доцент кафедры журналистики и издательского дела, руководитель регионального центра литературоведческих исследований

  • Путешествуя по Пензе литературной
    Астафьева Лариса Юрьевна, заместитель директора по УВР, МБОУ «Кадетская школа по делам ГОЧС №70», г. Пенза
    Максимова Наталья Геннадьевна, заместитель директора по НМР, МБОУ «Кадетская школа по делам ГОЧС №70», г. Пенза
  • Мышкин литературный
    Дугина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, Мышкинская сош; руководитель местного (Мышкинского) отделения ЯРО АССУЛ; г. Мышкин, Ярославская область.
  • Литературные места Волгограда
    Зинова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора, МОУ «Лицей № 5 имени Ю. А. Гагарина», г. Волгоград
  • Изображение подвига юных сталинградцев в художественно-документальной повести В. Дроботова «Босоногий гарнизон»
    Кириченко Антонина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора, МОУ «Лицей № 5 имени Ю. А. Гагарина», г. Волгоград
  • Казанский период жизни С. Т. Аксакова
    Курамшина Людмила Леонидовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64», председатель Казанского республиканского отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка»; Московский район, г. Казань, Республика Татарстан
  • Мотив дома в поэзии К. К. Павловой и Ю. В. Жадовской
    Ракова Ирина Андреевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Мокееская средняя школа» Ярославского муниципального района Ярославской области, магистрант
  • Иван Аксаков в Романове-Борисоглебске
    Селицкий Дмитрий Антонович, краевед, социальный педагог, МОУ «Средняя школа № 7 им. адмирала Ф. Ф. Ушакова», г. Тутаев, Ярославская область
  • Мой Симферополь – ворота Крыма
    Суходольская Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4», г. Симферополь
  • Для меня Россия началась отсюда…
    Федотова Марина Алексеевна, заместитель директора, МАОУ Гимназия № 2; председатель Черняховского регионального отделения ООО АССУЛ; г. Черняховск, Калининградская область
  • Литературная гостиная города Калязина
    Яковлева Елена Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Тамбовского ИПКРО; г. Тамбов

Секция 3. Образовательные возможности краеведческой работы
(ауд. 321)

Руководитель секции
Федотова Анна Александровна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русской литературы

  • Образовательное путешествие как технология общения учащихся с литературой
    Беньковская Татьяна Екимовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики преподавания литературы, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург
  • Изучение древнерусских житий в средней школе (на материале «Жития Александра Невского»)
    Лукьянчикова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 3» г. Ярославля, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы, заместитель декана факультета русской филологии, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»; г. Ярославль
  • «Путь из родного во вселенское»
    Борисова Ирина Юрьевна, директор, МОУ «Дьячевская средняя школа», д. Дьячево, микрорайон санатория «Решма», Кинешемский район, Ивановская область
  • Классный час «Наша «Чайка»
    Головицина Юлия Борисовна, методист, МУ ДПО «Информационно-образовательный центр», г. Тутаев, Ярославская область
  • Комната-музей поэта М. А. Дудина в городе Иванове: исследовательский проект по краеведению
    Жукова Ирина Владимировна, учитель, МБОУ «Средняя школа № 4»; г. Иваново 9
  • Литературная экскурсия в школьном музее «Людмила Николаева – поэт земли Ярославской»
    Меледина Ирина Юрьевна, директор, учитель русского языка и литературы, руководитель местного (Гаврилов-Ямского) отделения ЯРО АССУЛ
    Егоричева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Средняя школа № 6», г. Гаврилов-Ям, Ярославская область
  • Изучение творчества волгоградского писателя Бориса Екимова в школе
    Тропкина Лариса Александровна, директор, учитель русского языка и литературы, МОУ «Лицей № 5 имени Ю. А. Гагарина»; председатель Волгоградского регионального отделения ООО АССУЛ; г. Волгоград
  • Значение родиноведения в развитии культурологической компетентности старшеклассников на уроках литературы
    Челышева Ирина Леонидовна, методист муниципального бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Информационно-методический центр»; руководитель Симферопольского городского отделения ООО АССУЛ; г. Симферополь
  • Свободный микрофон.
  • Подведение итогов работы диалоговой площадки. Предложения в резолюцию съезда

ФОТООТЧЕТ О РАБОТЕ ПЛОЩАДКИ >>