Эксперимент «Корнесловно-смысловой подход в преподавании основ православной культуры в образовательных организациях Ярославской области»

Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области  «Институт развития образования», кафедра общей педагогики и психологии с 2007, года под научным руководством профессора-консультанта В.В. Семенцова, занимается изучением возможностей обучающей этимологии, освоением  корнесловно-смыслового подхода в образовании.

 Корнесловно-смысловой метод, открытый А. С. Шишковым и воплощенный в опыте  работы  царскосельской школы «Гуманитарий»    предполагает, что развитие, формирование  учащегося в соответствии        с его призванием и личными способностями основывается на образовании его языковой личности посредством корнесловных образцов отечественного языка.

Корнеслов – это система народных образных представлений о мироустройстве. Обращение к этимологическим корням ключевых слов урока развивает способности образного творческого осмысления.

Цель работы учителя, применяющего на уроке методы обучающей этимологии, - познакомить каждого ученика с толкованием ключевого слова изучаемого текста, затем - с его сокровенным смыслом и далее - помочь школьнику присвоить слово как понятие в свете открывшегося смысла. По мере такой системной работы ученик может обрести опору в своем личностном душевно-духовном становлении.

Основная цель реализации проекта «Корнесловные основы современного образования»  - при помощи методических приемов обучающей этимологии повысить эффективность уроков, проводимых в образовательных учреждениях Ярославской области по следующим направлениям:

  • духовно-нравственное воспитание учащихся;
  • укрепление психического здоровья учащихся;
  • прочное усвоение и глубокое осмысление стандартных знаний.

Первыми в активную деятельность по внедрению корнесловно-смыслового подхода в образовательную практику включились учителя ОРКиСЭ  школ Ярославской области. Они стали участниками эксперимента «Корнесловно-смысловой подход в преподавании основ православной культуры в образовательных организациях Ярославской области», результатами которого стали разработанные корнесловные приложения          к основным текстам УМК ОРКиСЭ, пригодные как      для повышения квалификации учителя, так  и для повышения уровня эффективности духовно-нравственного воспитания  учащихся.                 Все педагоги – участники эксперимента отметили, что использование корнесловно-смыслового подхода, как на уроках, так и во внеурочной деятельности значительно повышает познавательный интерес      обучающихся, формирует более внимательное отношение к слову, активизирует  поисковую активность, исследовательскую позицию.

Материалы  данного эксперимента представлены в сборниках научно-практических конференций «Института развития образования»:

  • в 2012 г.  «Корнесловные основы современного образования: от значений к смыслам»;
  • в 2013 г. "Корнесловно-смысловой подход в духовно-нравственном воспитании учащихся в курсе ОРКСЭ".

Большие возможности обучающей этимологии видятся  в применении её на уроках русского языка и литературы,  для проведения словарно-орфографической работы, развития читательской компетенции обучающихся.

Система словарно-орфографической работы с опорой на этимологию способствует формированию у обучающихся  умения замечать новые слова и объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней,  к которым они восходят, или элементов,  из которых они состоят. Следствием этого становится повышение орфографической грамотности учащихся. Кроме того, вследствие обогащения    словаря с опорой   на   этимологию у школьников формируется представление о языке как о развивающемся явлении, о связи языка  с историей страны, народа, о взаимодействии языков мира, закладываются основы лингвистического мышления. Этимологический анализ способствует развитию логического мышления учащихся, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса   к языку.                                                      

Обучающая этимология способствует расширению общего и лингвистического кругозора  обучающихся, так как позволяет рассматривать языковые факты в тесной связи с историей развития русского языка.

Знакомство  школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов.

Организация деятельности по внедрению корнесловно-смыслового подхода в образовательные организации Ярославской области на современном этапе  направлена  на повышение уровня профессиональной компетенции педагогов  через систему повышения квалификации, направленную на удовлетворение возрастающего спроса учителей на обучение корнесловно-смысловому методу, целенаправленное  разъяснение  языковых представлений при помощи обучающей этимологии,   доработке     и систематизации методических приемов  корнесловно-смыслового подхода.  Данный подход в своей практической деятельности всё чаще используют учителя самых разных предметов.

Внедрение в образовательный процесс ОУ ЯО обучающей этимологии  будет содействовать оживлению образовательного процесса, более вдохновенному преподаванию и изучению стандартных учебных дисциплин, возрастанию уровня духовности, нравственности и культуры учителей, учащихся и их родителей.