Региональный ресурсный центр по направлению «Введение и реализация ФГОС общего образования» ФГОС начального общего образования

Информационно-аналитическая справка

Было проведено анкетирование 225 слушателей.

Цель анкетирования – определение готовности педагога к реализации требований ФГОС НОО.

По результатам анкетирования педагогов на КПК были сконструированы индивидуальные профили специалиста, отражающие дефициты и сильные стороны, на их основе каждым педагогом были определены «точки роста» и «пробелы», составлен индивидуальный план профессионального развития.

В диагностике приняли участие педагоги из различных муниципальных районов:

  • Переславский МР;
  • Группа ПИД июнь 2014 (ИРО)
  • Тутаевский МР - 2гр;
  • Даниловский МР;
  • Пошехонский МР;
  • г.Рыбинск
  • Гаврилов-Ямский МР.

Общие сведения по учителям начальных классов, обученных по программе «ФГОС НОО: особенности организации учебной деятельности»

  • Количество тьюторов, участвовавших в разработке программы: 29
  • Количество групп: 8
  • Количество обученных педагогов: 199
  • Количество тьюторов, участвовавших в реализации программы: 16
  • Количество реализованных проектов образовательных событий:  59

В результате анкетирования были выявлены следующие положительные тенденции профессионального развития

  • Знание учителями методов установления контактов с детьми разных образовательных потребностей и  методы управления коллективом, основанных на убеждении, аргументации своей позиции
  • Готовность учителей к принятию учащихся любых образовательных возможностей
  • Готовность учителей к развитию вместе со своими учениками
  • Ориентированность психологических позиций учителей на развитие личности ученика

В качестве профессиональных дефицитов можно выделяются:

  • Недостаточность профессиональных знаний и умений учителей в  поэтапной организации деятельности учащихся
  • Недостаточная сформированность собственных проектировочных умений учителей (прогнозирование результата, целеполагание, анализ полученного результата)
  • Недостаточная сформированность рефлексивных умений
  • Недостаточное владение технологиями личностно-развивающего образования, позволяющими реализовывать деятельностный подход

Данные анкетирования подтверждаются экспертной оценкой итоговых продуктов, разработанных учителями на КПК (см. рисунок 1). В качестве пояснения отметим, что уровень 1 соответствует базовым требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности деятельности учителя начальных классов, но недостаточен для ее осуществления в условиях действия ФГОС, 2 уровень является необходимым для реализации требований ФГОС, 3 уровень – самый высокий свидетельствует о полной готовности педагога к реализации современных требований к образованию с достижением наилучших образовательных результатов. Красными маркерами на графике выделены наиболее «проблемные точки» профессионального развития учителей.

Составители: Соловьев Я.С., Тихомирова О.В.

Рисунок 1. Экспертная оценка проектов образовательных событий учителей начальных классов в период обучения на КПК 2104 г.