Отчет по итогам межрегионального семинара по обсуждению развития техносферы дополнительного образования детей

Автономная некоммерческая организация «Группа реализации проектов «Информэкспертиза» совместно с Федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» и Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский физико-технический институт (государственный университет)» 16-17 октября 2014 г. на базе инновационного территориального кластера «Физтех – XXI» МФТИ провели межрегиональный семинар по обсуждению развития техносферы дополнительного образования детей, как одной из ключевых составляющих профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий, современного промышленного производства.

Межрегиональный семинар проводился по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта «Внедрение моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности на основе повышения квалификации тьюторов стажировочных площадок и специалистов для обеспечения функционирования центров открытых инноваций в рамках региональных систем дополнительного образования детей».

В семинаре приняли участие 82 человека из 20 субъектов Российской Федерации, включая:

  • представителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации;
  • представителей организаций, реализующих программы дополнительного образования детей;
  • представителей участников инновационных территориальных кластеров, центров молодежного инновационного творчества, стажировочных площадок и молодежных центров.

В рамках межрегионального семинара обсуждались вопросы:

  • взаимодействия организаций, реализующих программы дополнительного образования детей технической и естественнонаучной направленности, с организациями, входящими в состав участников инновационных территориальных кластеров;
  • формирования и внедрения устойчивых моделей инновационного развития образовательных организаций системы дополнительного образования детей, включая концепцию создания центров открытых инноваций в контексте специфики региональных систем дополнительного образования детей;
  • развитие техносферы системы дополнительного образования детей.

С докладом об организации исследовательской, инженерной, технической деятельности и конструкторской направленности в региональной системе дополнительного образования детей субъектов Российской Федерации выступили:

  • Щербаков Юрий Константинович, ГБОУ «Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества»;
  • Ломоносов Антон Владимирович, начальник управления научно-технического творчества учащихся Федерального центра технического творчества ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН»;
  • Талова Татьяна Михайловна, директор МОУ ДОД «Детско-юношеский центр «ЛАД», Ярославская область;
  • Колебакина Елена Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ ДОД «Центр юношеского научно-технического творчества», Архангельская область.

Опыт деятельности инновационных территориальных кластеров в сфере образования, взаимодействия с образовательными организациями, в том числе реализующими программы дополнительного образования детей, осветили Воронов Артем Анатольевич, проректор по учебной работе и довузовской подготовке ФГОУ ВПО МФТИ (координатор инновационного территориального кластера «ФИЗТЕХ XXI» г. Долгопрудный) и Овсянникова Екатерина Леонидовна, директор центра технологической поддержки образования ФГОУ ВПО МФТИ "Клуб физтех-Лэнд".

В рамках семинара концепцию создания и модели деятельности центров открытых инноваций в региональной системе дополнительного образования детей представили Кашицин Владимир Петрович, заместитель генерального директора АНО ГРП «Информэкспертиза», эксперт проекта, и Чернояров Алексей Валерьевич, руководитель направления АНО ГРП «Информэкспертиза».

Ректор Государственного образовательного автономного учреждения Ярославской области «Институт развития образования», заслуженный учитель Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор Золотарева Ангелина Викторовна выступила с докладом о концепции развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности как механизма социализации детей в рамках региональных систем дополнительного образования детей.

О повышении квалификации тьюторов стажировочных площадок по вопросам обеспечения деятельности центров открытых инноваций в региональной системе дополнительного образования детей рассказала Логинова Лариса Геннадиевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ АПК и ППРО, эксперт проекта. На семинаре была представлена модульная программа повышения квалификации специалистов в области дополнительного образования детей по вопросам создания условий для реализации дополнительных общеразвивающих программ, направленных на формирование инновационного и предпринимательского мышления учащихся.

В рамках работы секций семинара участники обсудили концепцию создания центров открытых инноваций в региональной системе дополнительного образования детей в контексте развития техносферы дополнительного образования детей и выявили ряд проблем:

  1. Существующие ограничения со стороны законодательства (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации") прямого взаимодействия между производственными и образовательными организациями в рамках обучения детей в рамках реализации программ дополнительного образования технической направленности;
  2. Недостаточное финансирование и субсидирование со стороны государственных и региональных органов управления деятельности системы дополнительного образования детей, низкий уровень оплаты труда педагогов по сравнению со средним по регионам;
  3. Слабость материально-технической базы организаций дополнительного образования детей, недостаточность и необеспеченность лабораторной и экспериментальной базы программ научно-технической направленности, крайне устаревшее оборудование в большинстве организаций;
  4. Необходимость разработки программ дополнительного образования детей с учетом современных направлений развития техносферы конкретных регионов, включения в них «инновационной» составляющей;
  5. Слабое нормативно-правое обеспечение техносферы системы дополнительного образования детей, отсутствие конкретных законодательных актов, методических указаний и пояснений по организации сетевого взаимодействия в деятельности учреждений дополнительного образования детей;
  6. Спорные требования существующих санитарных правил и норм к образовательным организациям в целом и учебным кабинетам в частности;
  7. Отсутствие центров детского технического творчества, созданных на базе промышленных предприятий в субъектах Российской Федерации;
  8. Неготовность педагогических кадров к разработке и реализации программ дополнительного образования детей с «инновационной» составляющей (использованием инновационного оборудования, установок и современного программного обеспечения), а также отсутствие необходимых практических знаний о состоянии и развитии техносферы региона;
  9. Дефицит квалифицированных кадров (особенно молодых специалистов), заинтересованных в работе в системе дополнительного образования детей технической направленности;
  10. Высокий уровень цен на современные научные установки и лицензионное программное обеспечение, не позволяющий большинству образовательных организаций приобретать их из собственных средств, отсутствие централизованных поставок (по аналогии с поставками для общеобразовательных организаций программного обеспечения в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»);
  11. Отсутствие мотивации детей к обучению по программ дополнительного образования детей технической направленности;
  12. Низкий уровень престижа инженерных профессий в современном обществе, обусловленный низким уровнем зарплат и, как следствие, отсутствие мотивации со стороны молодежи в их выборе;
  13. Слабый уровень открытости, позволяющий детям и молодежи получить информацию о состоянии техносферы региона в целом, а также о находящихся на территории субъекта Российской Федерации организаций дополнительного образования детей, и их возможных перспектив по окончанию обучения;
  14. Малое количество ВУЗов, осуществляющих подготовку педагогических кадров, которые в дальнейшем будут разрабатывать и реализовывать программы дополнительного образования детей технической направленности;
  15. Отсутствие необходимого количества управленцев, разбирающихся в вопросах техносферы и необходимых направлениях развития системы дополнительного образования детей в рамках технической направленности. Отсутствие специалистов, имеющих опыт или необходимые знания по организации кооперации и сетевого взаимодействия между образовательной организацией и производственными организациями;
  16. Отсутствие постоянно действующего механизма обмена положительным опытом и практиками в сфере дополнительного образования детей по вопросам разработки программ технической направленности с инновационной составляющей, вопросам организации сетевого взаимодействия, вопросам повышения квалификации педагогических и руководящих кадров;
  17. Отсутствие базы для легитимного взаимодействия между организациями дополнительного образования детей и производственной инфраструктурой.

По результатам работы секций были выработаны следующие предложения:

  1. Инициировать разработку и публикацию разъяснений к Закону об образовании и Концепции развития дополнительного образования детей в части вопросов организации сетевого взаимодействия между образовательными организациями и производственной инфраструктурой (включая коммерческие организации, субъекты малого и среднего бизнеса);
  2. Инициировать разработку гармонизированного нормативно-правого обеспечения развития техносферы системы дополнительного образования детей;
  3. Реализовать работы по направлению «неформального образования» и обучение детей по краткосрочным программам дополнительного образования технической направленности, привлечение детей к реализации различных проектов (как на базе образовательной организации, так и на базе производственных организаций), создание различных объединений и инициатив, направленных на «неформальное образование»;
  4. Инициировать со стороны региональных органов исполнительной власти необходимые мероприятия по развитию коопераций между образовательными организациями и организациями производственной инфраструктуры;
  5. Расширить и развивать подготовку и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров организаций дополнительного образования детей на базе ВУЗов и иных образовательных организаций;
  6. Освещать информацию о текущем состоянии и необходимости развития техносферы системы дополнительного образования детей на региональных конференциях, семинарах, форумах и средствах массовой информации;
  7. Организовывать с финансовой и организационной поддержкой Министерства образования и науки Российской Федерации и региональных органов управления образованием различные конкурсы (инновационных дополнительных образовательных программ, проведение показательных уроков, мастер-классы и т.д.) по направлениям техносферы для педагогов, позволяющие мотивировать педагогов к развитию деятельности по технической направленности;
  8. Разработать с поддержкой Министерства образования и науки Российской Федерации и утвердить минимальные требования к программам дополнительного образования детей технической направленности;
  9. Включить в программу развития дополнительного образования (в рамках реализации Концепции дополнительного образования детей) комплекс конкретных мер по развитию техносферы в части дополнительного образования детей;
  10. Создавать с финансовой и организационной поддержкой региональных органов управления образованием, методической поддержкой Министерства образования и науки Российской Федерации региональные центры открытых инноваций, работающие по направлениям развития техносферы дополнительного образования детей. В качестве одной из возможных моделей предлагается создавать такие центры на базе центров развития образования региона, как одно из его подразделений.