Сервис-гид ИРО

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
(другие издания ИРО)

  

1. Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении «Александр Невский — богатырь Земли Русской»: методические рекомендации / авт.-сост. Е. В. Коточигова, Т. Н. Захарова, Г. В. Сергеева. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 60 с. — (К 800-летию со дня рождения Александра Невского)

ISBN 978-5-906776-15-0
ISBN 978-5-906776-16-7

Ознакомление дошкольников с историческими личностями — нашими соотечественниками помогает формировать у детей основы национальной идентичности, знакомить с историей своей страны, государства, развивать чувства сопричастности к событиям, которые происходили и происходят в мире.
В пособии представлены актуальные и значимые в педагогической деятельности материалы, знакомящие детей старшего дошкольного возраста с образом великого князя Александра Невского, его временем и исторической эпохой. Познание доступных для понимания ребенка предметов, вещей, исторических событий обеспечивает формирование достаточно целостного представления о жизни великого князя, причинах его поступков, позволяет формировать элементарные ценности, интересы, развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности.
Пособие содержит практические рекомендации по организации разнообразных культурных практик (игровых, исследовательских, творческих и др.), непосредственно проектной деятельности в дошкольном учреждении по данной теме, примеры возможных тем исследовательских проектов, в ходе которых ребенок вместе со взрослыми (педагогами и родителями) погружается в ту историческую эпоху, которая позволила сформировать русский характер защитников Земли Русской.
Материалы пособия предназначены для педагогов, специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста, заинтересованных в организации работы по познавательному развитию и патриотическому воспитанию.

2. Бородкина Н. В., Соловьев Я. С.
Исторические события в образовательных со-бытиях начальной школы (к юбилею Александра Невского) : учебно-методическое пособие. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 71 с. (К 800-летию cо дня рождения Александра Невского)

ISBN 978-5-906776-15-0
ISBN 978-5-906776-17-4

Данное учебно-методическое пособие представляет собой материалы, предназначенные для педагогов начального образования, заинтересованных в проведении образовательных мероприятий, посвященных историческим личностям.
Методические материалы содержат проекты образовательных со-бытий на исторические темы. Представленные проекты могут быть реализованы педагогами при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Со-бытийный подход позволяет педагогу максимально ориентироваться на возрастные и личностные особенности младших школьников.
Рекомендации могут быть полезны учителям, специалистам методических служб, заведующим учебной частью образовательных организаций, студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся педагогическим специальностям.

3. Образ Александра Невского в истории и культуре России: методические рекомендации / С. А. Томчук, М. А. Соловьева, Л. А. Харитонова, Н. В. Киселева. — Ярославль: ИЦ ИРО, 2016. — 77 с. — (К 800-летию со дня рождения Александра Невского)

ISBN 978-5-906776-15-0
ISBN 978-5-906776-22-8

Материалы методических рекомендаций могут быть использованы при подготовке к урокам, для разработки и проведения факультативов, предпрофильных элективных курсов, внеурочных занятий и т. п.
Содержание методических рекомендаций ориентировано на формирование и развитие у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции; морального сознания и компетентностей в решении моральных проблем на основе личностного выбора; нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и т.д.
Содержание ориентировано на формирование и развитие у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции; морального сознания и компетентностей в решении моральных проблем на основе личностного выбора; нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и т.д.

4. Посысоев Н. Н., Жедунова Л. Г.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи. Психологическая помощь в воспитании детей: учебно–методическое пособие / Н. Н. Посысоев, Л. Г. Жедунова. — Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2015. – 92 с. (Школа для родителей)

ISBN 978-5-906776-20-4
ISBN 978-5-906776-19-8

Данное методическое пособие предназначено для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений и медико-психолого-педагогических центров, осуществляющих деятельность по оказанию социально-педагогических и психологических услуг семье в воспитании детей. Раскрыты основные психологические механизмы и феномены, влияющие на формирование личности ребенка в семье. Систематизированы основные принципы и подходы к сопровождению семьи как живой, развивающейся системы. Представлены программы оказания психологической помощи родителям, воспитывающим детей с нарушением привязанности, психического и физического развития.

5. Бородкина, Н. В., Тихомирова, О. В.
Формирующее оценивание в школе: учебное пособие / Н. В. Бородкина, О. В. Тихомирова — 2-е издание, стереотипное. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 99 с. — (Федеральные государственный образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-44-0

Данное пособие включает в себя программные, учебные, информационные и методические материалы, предназначенные для обучения педагогов начального и основного образования по программам повышения квалификации.
Материалы учебного пособия могут быть полезны учителям, специалистам методических служб, заведующим учебной частью образовательных организаций, студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по педагогическим специальностям.

6. Гайнутдинов Р. М. Персональный менеджмент: от личной эффективности к развитию организации: учебное пособие / Р. М. Гайнутдинов. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. – 138 с. (Развитие кадрового потенциала)

ISBN 978-5-906776-36-5
ISBN 978-5-906776-37-2

Умные люди учатся всю жизнь, в разных местах и разными способами, учатся всю жизнь на своих и чужих ошибках, учатся не потому, что это нравится, а потому, что это единственный путь к успеху. Единственный ресурс, находящийся в полном распоряжении современного делового человека, требующий постоянной «заточки» под вызовы сегодняшнего дня — это его собственная личность. И первый шаг в развитии — задуматься о смыслах и ценностях, о возможностях и ограничениях, целях и средствах изменений, так как у каждого человека свой контекст и свои перспективы жизни. Задача этой книги — помочь читателю стать Менеджером собственной Судьбы!

7. Киселева Н. В., Лукьянчикова Н. В., Соловьёва М. А. «Жить не по лжи!» К 100-летию со дня рождения Александра Солженицына: учебно-методическое пособие / Н. В. Киселева, Н. В. Лукьянчикова, М. А. Соловьева. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 102 с. (Памятные даты)

ISBN 978-5-906776-32-7
ISBN 978-5-906776-33-4

Пособие подготовлено в рамках предстоящего в 2018 году празднования юбилея писателя, общественного деятеля, лауреата Нобелевской премии по литературе А. И. Солженицына.
В пособии рассматривается практический опыт изучения творчества А. И. Солженицына в основной и старшей школе. Приведены обзор программ по литературе, модели уроков в 9 и 11 классах, посвященных творчеству А. И. Солженицына, вопросы, проектные и творческие задания, тесты для организации урочной и внеурочной деятельности по изучению его жизненного и творческого пути. Небольшой раздел «Солженицын и Ярославский край» дает яркое представление о писателе в нашей области в разные годы.
Книга предназначена для учителей и преподавателей, педагогов дополнительного образования, методистов, руководителей образовательных организаций, учащихся и студентов. Много интересного и полезного найдут в ней работники сферы туризма, те, кто разрабатывает содержание экскурсий, составляет туристские маршруты и туры в рамках культурно-познавательного и образовательного туризма.

8. Формирование законопослушного поведения обучающихся: методические рекомендации / И. Г. Назарова, Т. Д. Яковлева, О. В. Чиркун. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 60 с. (Социальное воспитание)

ISBN 978-5-906776-31-0
ISBN 978-5-906776-40-2

Методические рекомендации посвящены проблеме профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, поиску эффективных инновационных инструментов в процессе формирования законопослушного поведения обучающихся. Данный материал предназначен для педагогических работников и специалистов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

9. Показатели эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций Ярославской области и их руководителей: практическое пособие / сост. : Выборнов В. Ю., Сатарина Г. Г. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 86 с. — (Ярославская область — пространство профессиональных возможностей)

ISBN 978-5-906776-41-9
ISBN 978-5-906776-42-6

В практическом пособии представлены разработанные учеными и практиками профессионального образования Ярославской области материалы по оценке эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций и их руководителей: показатели эффективности, формы предоставления отчётов, инструкции по их заполнению, нормативные документы, утверждающие порядок оценки эффективности деятельности.
Практическое пособие предназначено для специалистов органов управления образованием, методических органов, работников профессиональных образовательных организаций.

10. Бородкина Н. В., Тихомирова О. В.
Достижение метапредметных и личностных результатов средствами деятельностного подхода: учебное пособие / О. В. Тихомирова, Н. В. Бородкина. — 2-е издание, стереотипное. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 160 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-51-8

В данном пособии представлены программные, учебные, информационные и методические материалы, предназначенные для обучения педагогов начального образования по программе повышения квалификации «ФГОС НОО: достижение метапредметных и личностных результатов средствами предметных областей».
Материалы учебника могут быть полезны учителям, специалистам методических служб, заведующим учебной частью образовательных организаций, студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся педагогическим специальностям.

11. Тихомирова О. В.
Проектная и исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников: учебное пособие / О. В. Тихомирова, Н. В. Бородкина, Я. С. Соловьев.
Под общ. ред. О. В. Тихомировой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 222 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-54-9

Пособие представляет собой учебные материалы, предназначенные для обучения педагогов дошкольного и начального образования по дополнительной профессиональной образовательной программе «Проектная и исследовательская деятельность как инструмент реализации ФГОС ДО и НОО» (авт. — Коточигова Е. В., Тихомирова О. В., Бородкина Н. В.). В пособии представлены информационно-методические материалы и задания по освоению каждой темы.
Содержание пособия позволяет использовать его как информационный ресурс при написании работ теоретического и прикладного характера. Выполнение предлагаемых заданий и вопросов является средством подготовки к практическим занятиям, семинарам, а так же к непосредственной педагогической деятельности, связанной с организацией проектной и исследовательской деятельности детей. Материалы учебника могут быть полезны студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся педагогическим специальностям.

12. Медведева С. А.
Поликультурное образование и воспитание в современных условиях : учебно-методическое пособие. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 36 с. — (Социальное воспитание)

Учебно-методическое пособие освещает следующие вопросы: содержание поликультурного образования и мониторинг состояния межнациональных отношений в Ярославской области; межэтническая напряжённость в обществе: современные подходы к выявлению и профилактике; гармонизация межнациональных отношений и профилактика межэтнических конфликтов; учебные кейсы по межэтническим конфликтам и способы разрешения конфликтов.
Данный материал будет полезен педагогическим работникам и педагогам, обучающимся на курсах повышения квалификации по программе «Профилактика межэтнических конфликтов через гармонизацию межнациональных отношений в поликультурной образовательной среде» в ГАУ ДПО ЯО ИРО.

13. Кладова А. А., Страхова Н. В.
Антикоррупционное образование в школе: учебное пособие. — Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2015. — 36 с.

ISBN 978-5-906776-06-8

В учебном пособии рассмотрены подходы к определению сущности и характера коррупции, классификация коррупции, правовые основы антикоррупционной политики в России, дан анализ современного российского антикоррупционного законодательства, представлены основные подходы и принципы современного антикоррупционного образования в школе. Кроме того, особое внимание уделено развитию правовой грамотности и правосознания обучающихся, формированию антикоррупционного мировоззрения. В приложениях к пособию даны материалы для практических работ. Учебное пособие предназначено для учителей истории и обществознания, может использоваться при проведении уроков права, обществознания и истории в школе, классных часов и других внеурочных мероприятий.

14. Баумова М. Г., Страхова Н. В.
Развитие правовой грамотности и правосознания обучающихся на уроке права: учебное пособие. — Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2015. — 52с.

ISBN 978-5-906776-03-7

В учебном пособии представлены материалы Федерального Компонента Государственного образовательного стандарта, основные требования, типы, виды и формы уроков по праву, принципы организации самостоятельной работы и активных методов обучения в рамках урока. Кроме того, в пособии акцентируется внимание на развитии правовой грамотности и правосознания обучающихся, формировании антикоррупционного мировоззрения. Учебное пособие предназначено для учителей истории и обществознания, может использоваться при проведении уроков права, обществознания и истории в школе.

15. Баумова М. Г., Страхова Н. В.
Развитие правовой грамотности и правосознания обучающихся на уроках истории и обществознания: учебное пособие. — Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2015. — 48 с.

ISBN 978-5-906776-04-4

В учебном пособии представлены материалы Федерального Компонента Государственного образовательного стандарта, рассматриваются правовые вопросы, возникающие при изучении истории и обществознания, даются разработки уроков. Кроме того, в пособии акцентируется внимание на развитии правовой грамотности и правосознания обучающихся, формировании антикоррупционного мировоззрения. Учебное пособие предназначено для учителей истории и обществознания, может использоваться при проведении уроков права, обществознания и истории в школе.

16. Страхова Н. В.
Развитие правовой грамотности и правосознания обучающихся на уроке права в средней школе: программно-методические материалы. — Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2015. — 28с.

Данные программно-методические материалы разработаны в рамках проекта «Развитие правовой грамотности и правосознания граждан на территории Ярославской области» и охватывают проблемы развития правосознания обучающихся на уроках права в средней школе. В материалы включены практические работы, вопросы для анкетирования.
Предназначены для учителей истории и обществознания, могут использоваться при проведении уроков права, обществознания и истории в школе; ориентированы на решение практических задач.

17. Становление служб медиации в образовательных организациях Ярославской области: первые шаги: сборник материалов / сост. И. Г. Назарова, О. В. Чиркун. — Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2015. —48 с. — (Служба медиации)

ISBN 978-5-906776-23-5
ISBN 978-5-906776-24-2

Публикация осуществлена в рамках обеспечения деятельности межведомственного методического кабинета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних ГОАУ ЯО ИРО, в рамках Областной целевой программы «Семья и дети Ярославии» в 2015 г.
Сборник содержит материалы педагогов образовательных организаций, осуществляющих создание служб медиации в рамках регионального проекта «Развитие служб медиации в Ярославской области».
Авторы описывают опыт по созданию школьных служб медиации, служб медиации на территориальном уровне. Определяют принципы, цели и приоритеты в деятельности школьных служб медиации, анализируют состояние и сущность конфликтов в образовательной среде; предлагают инновационные механизмы решения проблем в образовательной среде при участии школьных служб медиации; определяют роль стратегического планирования в развитии школьной службы медиации, обсуждают перспективы деятельности служб медиации на региональном уровне.
Сборник является результатом работы пилотных площадок  ГОАУ ЯО ИРО по реализации регионального проекта «Развитие служб медиации в Ярославской области» в 2015 году по формированию восстановительной культуры образовательных организаций.
Издание представляет интерес для специалистов сферы образования, сферы социального обслуживания населения, территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.

18. Службы медиации в образовательных организациях: формирование навыков восстановительной культуры отношений: методические рекомендации / сост. И. Г. Назарова, О. В. Чиркун. — Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2015. —52 с. — (Служба медиации)

ISBN 978-5-906776-23-5
ISBN 978-5-906776-25-9

Публикация осуществлена в рамках обеспечения деятельности межведомственного методического кабинета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних ГОАУ ЯО ИРО, в рамках Областной целевой программы «Семья и дети Ярославии» в 2015 г.
В методических рекомендациях по созданию службы медиации на базе образовательной организации представлены нормативно-правовые, практические материалы, как создавать службу медиации, как организовать её деятельность, как вовлекать участников образовательных отношений в освоение способов восстановительной культуры. Служба школьной медиации рассматривается как средство разрешения конфликтов. В рекомендациях определены особенности школьной службы медиации, её примерная структура.
Методические рекомендации адресованы кураторам служб медиации образовательных организаций, руководителям образовательных организаций, педагогическим работникам, специалистам субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних.

19. Программы служб медиации образовательных организаций: сборник программ / сост. И. Г. Назарова, О. В. Чиркун. — Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2015. — 80 с. — (Служба медиации)

ISBN 978-5-906776-23-5
ISBN 978-5-906776-30-3

Публикация осуществлена в рамках обеспечения деятельности межведомственного методического кабинета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних ГОАУ ЯО ИРО, в рамках Областной целевой программы «Семья и дети Ярославии» в 2015 г., по итогам I Регионального конкурса программ школьных служб медиации.
В издании продолжается освещение актуальных вопросов создания служб медиации на базе образовательных организаций. По процедурам реализации программ медиации и функционирования службы медиации образовательные организации представляют в сборнике описание разных моделей, согласно специфике контингента обучающихся, социальной ситуации, месторасположении самой организации, с учетом ресурсов и механизмов реализации восстановительных практик. В сборнике представлены программы лауреатов I Регионального конкурса программ служб медиации в образовательных организациях Ярославской области.
Методические рекомендации адресованы кураторам служб медиации образовательных организаций, руководителям образовательных организаций, педагогическим работникам, специалистам субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Медведева С. А.
Поликультурное образование и воспитание в современных условиях : учебно-методическое пособие. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 36 с. — (Социальное воспитание)

Учебно-методическое пособие освещает следующие вопросы: содержание поликультурного образования и мониторинг состояния межнациональных отношений в Ярославской области; межэтническая напряжённость в обществе: современные подходы к выявлению и профилактике; гармонизация межнациональных отношений и профилактика межэтнических конфликтов; учебные кейсы по межэтническим конфликтам и способы разрешения конфликтов.

Данный материал будет полезен педагогическим работникам и педагогам, обучающимся на курсах повышения квалификации по программе «Профилактика межэтнических конфликтов через гармонизацию межнациональных отношений в поликультурной образовательной среде» в ГАУ ДПО ЯО ИРО.